Видит Обама, но не видим мы

Тема недели
Москва, 14.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №6 (502)

Событием, по важности сравнимым с запуском искусственного спутника, назвал президент США Барак Обама необычайный успех азиатских школьников в исследовании PISA за 2009 год (сами итоги исследования подведены в декабре 2010-го). Пятнадцатилетние школьники из Кореи, Китая, Гонконга и Сингапура оставили далеко позади большую часть европейских сверстников. Учащиеся из Азии обладают такими навыками, что в состоянии обучаться без помощи учителя (так называемый пятый уровень компетенций, который в самых успешных европейских школьных системах преодолевают 30% испытуемых).

Успехи других – повод проанализировать собственную отсталость в сфере образования. В Ирландии разгорелась дискуссия о том, почему ученики этой страны только теряют свои позиции. На сайте Министерства образования Великобритании появились сообщения о том, что рассматриваются варианты реформирования образовательной системы (англичане также скатились по рейтингам вниз). Развитые страны ревностно и с большим вниманием относятся к успеху других, тем более если он столь ярок.

Это понятно: научный потенциал страны закладывается на школьной скамье, и государство, считающее развитие науки приоритетным направлением, не может игнорировать «угрозы» в этой сфере. И сравнение неожиданного успеха школьников из Азии с запуском первого спутника – не просто красивые слова, а понимание, что это такой же вызов миру, какой бросил в свое время СССР.

Как дальше будут действовать Великобритания и Ирландия? Ярких примеров реформирования образования в европейских странах хватает. В Германии в 2001 году общественность обсуждала неуспехи немецких школьников (они оказались выше среднего уровня по странам ЕС, но не в числе первых). Немецкое правительство начало с того, что заказало специальное исследование причин отставания, провело серию тестирований, заказало аналитический отчет о причинах успеха финской образовательной системы (в тот год финны по результатам тестирования PISA заняли первое место). И, обобщив полученные результаты, приступило к реформе.

На фоне европейской рациональности наши реформаторские инициативы в сфере образования походят на скверный анекдот. Родившиеся из неких общих рассуждений красивые идеи, не подкрепленные никакими инструментами для их реализации, почти фанатичное упование на элемент внешней оценки и внешнего контроля (единый госэкзамен) как единственный способ принуждения к реформам. Практически полное отсутствие системного подхода (базирующегося на исследованиях, мониторингах, опросах) к выявлению проблем образования и созданию рецептов их решения. И тотальное желание сэкономить: сократить количество школ, учителей, заставить преподавателей платить налоги с доходов от частной репетиторской деятельности и, главное, ни в коем случае не повышать долю бюджетных отчислений на образование.

Что более показательно, за все десять лет реформаторских начинаний ни разу не прозвучала идея выделить и поддержать или хотя бы закрепить в законе особые условия существования для лучших школ (которые достались по наследству от прошлой эпохи). Тех, которые продолжают создавать интеллектуальную элиту, способную обеспечить успешную конкуренцию страны в сфере научно-технического прогресса.

Россия фактически уже исключила себя из активного участия в мировом научно-техническом прогрессе. Или как минимум просто не предполагает, что сможет достичь здесь знаковых позиций. Но тогда действительно не нужно завидовать успехам других в образовательной сфере и тратить деньги, чтобы встать на один с ними уровень. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№6 (502) 14 февраля 2011
Образование
Содержание:
Реклама