Луч света в школьном царстве

Пятый угол
Москва, 28.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (505)
Обсуждение проблем образования ведет к тому, что родители активно ищут школы, наименее затронутые реформами. Люди голосуют ногами

Фото: РИА Новости

В нашем не столь богатом общественными инициативами настоящем любое движение, любой вздох общества – наперечет. Даже когда он не столь ярок и вызван, как ударами в набат, мнениями отдельных ученых и представителей СМИ. После обсуждения нового образовательного стандарта математическим сообществом, представителями Российской академии образования, академиками РАН, после всех эпитетов, которыми они его наградили, сказать, собственно, и нечего. Да, он плох по форме и по содержанию и ведет к деградации образования, а не к развитию.

Наверное, мы должны сказать спасибо и тем, кто столь плохо его написал: был бы лучше – и дискуссии об образовании, возможно, не случилось бы. Похоже, учителя и все неравнодушные к проблемам образования и науки наконец дождались того, чего хотели все последние десять лет реформирования образования, – реакции широкого круга людей, в первую очередь тех, чьи дети будут получать образование по новым стандартам.

В Петербурге на прошлой неделе случилось неординарное в современных реалиях событие. Вдруг объявилось большое количество родителей, которые желают, чтобы их ребенок учился. Не просто ходил в школу, а овладевал новыми знаниями.

Ситуация обозначилась на приемных экзаменах в пятые классы в Физико-математический лицей №239. В этом году на экзамены пришли более 800 человек. Для организаторов это стало неожиданностью: конечно, в этот лицей всегда был конкурс, но в последние годы – заметно ниже, чем 20 человек на место. В процессе экзаменационных испытаний выяснилась еще одна деталь: значительная часть родителей вовсе не руководствовались тем соображением, что углубленное изучение физики и математики – это то, что необходимо их детям. Собственно, большое количество школьников пришли без пятерок по математике. У представителей Физико-математического лицея это вызвало естественный вопрос: «Зачем ребенка без математических способностей вести в специализированную школу?» Ответ оказался прост: «У вас учат, а мы хотим, чтобы наш ребенок учился».

Важно пояснить: Физико-математический лицей №239 не просто отличается от образа школы, рисуемого новыми стандартами, но, как и другие лучшие школы Петербурга, является его противоположностью. Во-первых, он имеет более сильную по сравнению с другими школами программу, которая предполагает большую нагрузку (в новом образовательном стандарте предполагается разгрузить ученика, оставив для углубленного изучения лишь несколько предметов). В лицее нет той вариативности, о которой так много рассказывают реформаторы образования, акцент на точных науках обозначен в его названии. Из него отчисляют за неуспеваемость, причем – по любому предмету. И, кстати, позиция по отношению к платным услугам для учеников в лицее принципиальная – их нет.

То, что описанная ситуация обозначилась у нас, тоже не случайно. В Петербурге обсуждение новых образовательных стандартов наложилось на «успешную» политику в сфере образования городской администрации.

Перед Новым годом вдруг уволили директора петербургского Дворца творчества юных Владимира Киселева, руководившего этим учреждением без малого 20 лет. Пресс-релиз по поводу смены руководства крупнейшего центра дополнительного образования содержал лишь намеки: «большое количество выявленных нарушений», «отсутствие прозрачности в расходовании средств». Однако представители попечительского совета, выступившие в СМИ, заявили, что в отчете независимой комиссии, который им зачитали несколькими неделями ранее, о серьезных нарушениях речи не шло. Претензии носили исключительно бюрократический характер, например не переоформлены договоры аренды в соответствии с новыми стандартами и т.п.

В условиях информационного вакуума стали множиться мифы, что на здание в центре города давно поглядывали некие влиятельные люди, дворец-де могут и перенести. Да и лагерь «Зеркальный» вроде как хотели приватизировать... В «Живом журнале» появились отчаянные призывы не допустить развала дворца, активисты создали оппозиционный администрации города сайт «За Аничков дворец, за будущее наших детей». Реакция петербургского Комитета по образованию на эти вполне естественные страхи – исключительно в стиле «эти слухи не соответствуют действительности». А что ей соответствует, неизвестно до сих пор.

В процессе выявления нарушений, совершенных Киселевым, вдруг оказалась неопределенной и судьба Аничкова лицея – одной из самых известных школ города (он является частью Дворца творчества юных). В пресс-релизе об отставке директора четко прописано: одно из ключевых нарушений состоит в том, что «прием детей в Аничков лицей осуществляется по конкурсу». Опять же, каким будет развитие событий после вынесения этой формулировки, до сих пор неизвестно. Останется Аничков лицей лицеем или станет обычной школой без права набирать и отчислять учеников, и два месяца спустя после оглашения вышеупомянутой фразы из пресс-релиза неясно.

Если представители Комитета по образованию администрации Петербурга, демонстрируя пренебрежение общественным мнением в решении вопросов образования, ставили целью как-то всколыхнуть инертные массы жителей Северной столицы, то надо признать: им это удалось. Родители, похоже, осознали, что их рассуждения «не учатся, но готовятся к ЕГЭ», «мы весь последний год готовились к вступительным экзаменам» или «меньше уроков для химии и биологии? Ну это же не нужно в жизни, я вот ничего не помню» и т.п. могут привести к тотальной деградации образования. Вот только дворец и Аничков лицей жалко…        

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8-9 (505) 28 февраля 2011
    Развитие регионов
    Содержание:
    Смена декораций

    Нефтяные регионы Северо-Запада в 2010 году остались в стороне от экономического подъема. Локомотивом роста стало машиностроение

    Реклама