Тревожные сигналы

Повестка дня
Москва, 28.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (505)

Фото: Александр Крупнов

В Петербурге 17-19 февраля прошла пятая международная конференция «АвтоИнвест 2011». Внешние ее атрибуты – пленарное заседание в Большом зале Мариинского дворца, которому предшествовал деловой завтрак, организованный от имени губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, и приветствие премьер-министра РФ Владимира Путина – на первый взгляд, свидетельствуют о повышении статуса мероприятия. Однако если посмотреть на характер дискуссии на фоне происходящих в российской автомобильной промышленности событий, то за перспективы развития петербургского автокластера, а значит и самой конференции, становится тревожно.

Вопрос соответствия отечественных поставщиков автокомпонентов западному уровню качества стоит так же остро, как и пять лет назад. «Производственные затраты в России высокие, а качество низкое, – констатировал генеральный директор „Фольксваген Групп Рус“ Маркус Озегович. – На данный момент мы сотрудничаем с 40 местными поставщиками, еще на 75 фирмах провели аудит. Из них только 3% соответствуют нашим требованиям». Однако, по его словам, VW Polo Sedan, собираемый в Калуге, на 50% состоит из деталей, выпускаемых в России.

Столь высокий уровень локализации петербургским предприятиям, которые начали работать раньше завода в Калуге, пока не по силам. По данным генерального директора «Дженерал Моторз Авто» Ромуальда Рытвински, заводу приходится использовать в основном импортные компоненты, при этом сроки их доставки из Китая, Кореи и Северной Америки в Петербург составляют минимум 50 дней.

Руководитель компании «Ниссан Мануфэкчуринг РУС» Дмитрий Михайлов сообщил, что уровень локализации собираемых в Северной столице моделей Nissan X-Trail составляет 15%, а Nissan Teana – лишь 1,3%. В списке пока не локализованных деталей числится много позиций, среди них – шланги, системы безопасности, радиаторы, освещение, топливные баки, панели приборов. «Все это ждет своей локализации, – отметил Михайлов. – Однако в России либо нет соответствующих производственных мощностей, либо поставщики не обладают необходимым техническим уровнем».

Самым простым способом локализации Михайлов считает приглашение в страну изготовителей автокомплектующих, с которыми производитель (в данном случае – Nissan) работает за рубежом. Уже в середине лета немецкая компания Eberspaеcher, европейские и японские заводы которой поставляют выхлопные системы для Nissan, откроет в Петербурге завод, который сначала будет собирать системы из импортных деталей, а в дальнейшем должен найти российского партнера для их штамповки.

Во время делового завтрака Матвиенко оптимистично оценила развитие петербургского автокластера: «Мы фактически с нуля создали новую отрасль. И не собираемся останавливаться на достигнутом». Ее не смутило высказывание директора департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли Алексея Рахманова, который подчеркнул, что у Петербурга очень сильные и достойные конкуренты – Самара и Татарстан. «У нас есть преимущество, – ответила Матвиенко, – высокий уровень подготовки кадров. Мы готовы софинансировать опытно-конструкторские исследования, предложить переобучение кадров – у города большой научный потенциал, и это надо использовать». В ходе конференции она поручила вице-губернатору Михаилу Осеевскому создать консультативный совет, в который войдут петербургские чиновники и представители автопрома.

Рахманов в своем выступлении еще раз напомнил участникам конференции о новых правилах промышленной сборки, которые утверждены лишь в начале февраля, но уже оказывают влияние на развитие петербургского автокластера. 18 февраля Ford Motor Company и компания «СОЛЛЕРС» подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия, которое будет называться Ford Sollers и займется производством и продажей автомобилей Ford в России. В СП войдут производственные площадки компаний во Всеволожске (Ленинградская область), Набережных Челнах и на территории особой экономической зоны «Елабуга» (Татарстан), на которых будут производиться пассажирские автомобили и легкие коммерческие модели Ford. «Мы рады сделать следующий шаг в развитии Ford на российском рынке совместно с нашим новым партнером „СОЛЛЕРС“, – заявил председатель совета директоров и исполнительный директор Ford of Europe Стивен Оделл. – Это превосходная возможность, которая обеспечит покупателям Ford еще более широкий выбор автомобилей и высокое качество сервиса».

Ждать реакции других игроков петербургского автокластера на вызовы, созданные новыми правилами промышленной сборки, осталось недолго – 28 февраля истекает срок подачи заявок на участие в обновленной программе.     

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8-9 (505) 28 февраля 2011
    Развитие регионов
    Содержание:
    Смена декораций

    Нефтяные регионы Северо-Запада в 2010 году остались в стороне от экономического подъема. Локомотивом роста стало машиностроение

    Реклама