Капиталоемкий порт

21 марта 2011, 00:00
Фото: Интерпресс/Евгений Лисицын
Транспортная инфраструктура порта «Усть

В морской торговый порт «Усть-Луга» в Ленинградской области вложено 90 млрд рублей, в том числе 65 млрд частных инвестиций, сообщил в ходе рабочего совещания по вопросам развития порта заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. Инвестиции дают ощутимую отдачу. В 2010-м грузооборот порта достиг 11,8 млн тонн, что на 13,7% больше, чем годом ранее. Положительная динамика сохранится и дальше.

К концу 2011 года в Усть-Луге будет введена первая очередь «Балтийской трубопроводной системы-2» мощностью 38 млн тонн нефти в год (вторая очередь – 12 млн тонн). В феврале в тестовом режиме начались поставки нефтепродуктов с Киришского НПЗ через терминал «Роснефтебункер» (мощностью 30 млн тонн нефтепродуктов). В середине марта холдинг «Трансстрой» подписал с компанией «СИБУР-Портэнерго» договор на строительство в Усть-Луге комплекса по перегрузке сжиженного углеводородного газа (СУГ). Планируется, что комплекс, рассчитанный на ежегодную перевалку и экспорт до 1,5 млн тонн СУГ и до 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов, начнет работу в конце 2012 года. Список проектов пополнят и другие компании. По словам Иванова, инвестировать в портовые мощности планируют, в частности, «Русал», СУЭК и Объединенная зерновая компания.

Но уже сейчас в Усть-Лужском порту немало проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. «Это вопросы ледокольных проводок в условиях суровой зимы в Финском заливе, автомобильных подходов, а также строительство развязок, чтобы транспортная инфраструктура за пределами порта не стала преградой для возрастающего грузопотока», – рассказывает Иванов. Чтобы разрешить эти проблемы, госструктурам предстоит серьезная и, хотелось бы верить, динамичная работа. По данным заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, скоро будет объявлен конкурс на прокладку дополнительной автотрассы, связывающей порт с магистралью Москва – Санкт-Петербург. «Росморпорту» предстоит завершить дноуглубление акватории порта до 17 метров, чтобы обеспечить прием крупнотоннажных танкеров.

Значительный объем работ возложен и на Российские железные дороги (РЖД). Первый вице-президент компании Вадим Морозов предлагает принять решение о государственной поддержке с 2012 года проекта «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». На его финансирование в 2010-2012 годах планировалось направить 46,2 млрд рублей за счет инвестиционной составляющей в тарифах на перевозки. Однако эта составляющая не введена и РЖД инвестирует средства из своих источников в пределах имеющихся возможностей. По информации Морозова, в 2012 году компания инвестирует около 36% сметной стоимости проекта, или порядка 44 млрд рублей. При этом объем затрат, предусмотренных параметрами инвестиционного бюджета РЖД на 2012-й и 2013 годы, составляет 9,1 и 5 млрд рублей соответственно. Таким образом, к 2014 году РЖД сможет реализовать проект менее чем наполовину, что позволит обеспечить пропуск в морской порт «Усть-Луга» максимум 46 млн тонн грузов.