Там, за туманами

Фото: Интерпресс/Замир Усманов
Предполагаемое строительство в Приморском районе «Лахта центра» актуализировало проблему отсутствия в этой части Петербурга качественной транспортной инфраструктуры

Определено новое место для строительства делового комплекса компании «Газпром нефть». После отмены в декабре 2010 года решения о возведении напротив Смольного собора 400-метрового небоскреба «Охта центр» руководство «Газпрома» сделало разумные выводы. Новая территория, приобретенная для размещения штаб-квартиры «Газпром нефти» и других компаний группы «Газпром», находится на расстоянии порядка 10 км от исторического центра Санкт-Петербурга – в Приморском районе.

ОДЦ «Охта» («дочка» компании «Газпром нефть») сообщил о покупке у Группы ЛСР 14 га земли между Финским заливом и Приморским шоссе, рядом с Лахтинским разливом. По оценкам экспертов, участок мог обойтись компании в сумму от 20 до 40 млн долларов. Это намывная территория, на которой компания «Рудас», принадлежащая Группе ЛСР, длительное время хранила запасы песка. После принятия в феврале 2009 года Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (ПЗЗ) продолжать производственно-складскую деятельность здесь стало невозможно. По ПЗЗ участок входит в зону, предназначенную для размещения объектов общественно-делового назначения, и в полной мере соответствует девелоперским устремлениям «Газпрома».

Параметры проекта, как сообщают в ОДЦ «Охта», окончательно не определены, но «функциональное назначение комплекса будет существенно изменено и адаптировано к новому месту». Неизвестно, сохранится ли намерение «Газпрома» возвести 300-400-метровый небоскреб, хотя создание доминанты в удалении от исторического центра будет менее проблематичным. Среди достоинств участка – его расположение вне зон регулирования застройки, связанных с защитой объектов культурного наследия. Кроме того, деловой комплекс «Газпрома» окажется неподалеку от будущей развязки с Западным скоростным диаметром (ЗСД). Работы на северном участке магистрали еще не начались (Смольный планирует до конца 2011 года выбрать инвестора для реализации проекта по схеме ГЧП), и при необходимости возможно скорректировать проект ЗСД и планы развития прилегающей улично-дорожной сети.

Градозащитники, в общем, лояльно относятся к новому месту строительства делового центра, сразу же получившего название «Лахта центр». Директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов отметил, что принятое решение окончательно «развеяло миф о том, что единственное место для башни „Газпрома“ – это Охта». На его взгляд, даже если проект сохранит значительную высоту и окажется виден с некоторых точек на набережных, «он не будет доминировать и агрессивно вторгаться в городскую среду». Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, говоря о пока официально не подтвержденном инвестором намерении реализовать на новом месте такой же высотный проект, считает необходимым выполнить качественное предварительное моделирование. «Это позволило бы определить опасные направления, поскольку, в принципе, линия из Лахты на исторический центр идет через Петропавловский собор, – поясняет он. – Возможности сделать такую экспертизу имеются – у Комитета по градостроительству и архитектуре теперь есть 3D-модель». Петербургский закон предусматривает, что новые сооружения, в том числе возводимые вне зон охраны (даже за пределами шестикилометровой зоны от исторического центра), не должны вторгаться в исторические панорамы и нарушать композиционную роль объектов, находящихся на ближнем плане.

Впрочем, приобретенный «Газпромом» участок, согласно ПЗЗ, имеет серьезное ограничение по высотности застройки – 27 м. Как рассказал главный архитектор НИИП Градостроительства бывший директор НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга Сергей Митягин, это требование обусловлено тем, что над территорией пролегают пути миграции перелетных птиц, связанные с гнездовьем в Юнтоловском заказнике. Традиционно этот фактор учитывается при проектировании и согласовании застройки в зоне Лахты (на некоторых участках допускается лишь малоэтажное строительство).

Решение «Газпрома» о строительстве делового центра на окраине Петербурга, как неоднократно писал «Эксперт С-З» (см. «Приземлить амбиции», №49-50 от 21 декабря 2009 года), способно стать реальным импульсом для развития новых территорий. По мнению заместителя руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексея Шаскольского, могут получить дополнительный стимул планы по жилой застройке Северо-Приморской части города, в частности масштабный проект компании «Главстрой-СПб» в Юнтолово. Также вырастет спрос на качественную коммерческую и социальную инфраструктуру. Наконец, может возникнуть локальный даун-таун – кластер деловой инфраструктуры, связанной с интересами работающих в офисах «Газпрома», бизнес-центры класса «В».

Основные сложности при осуществлении проекта будут связаны с необходимостью кардинального развития дорожной инфраструктуры в зоне Лахты. По словам Митягина, возможно, стоит вспомнить о давнем замысле прокладки магистрали параллельно железнодорожным путям, а саму железнодорожную ветку использовать для организации интенсивного движения (это целесообразнее и эффективнее, чем создавать линию метро). Потребуется также строительство нескольких путепроводов, в том числе – ранее предполагавшихся Генпланом.