Тренировка для сильных

Рейтинг
Москва, 28.03.2011
«Эксперт Северо-Запад» №12 (508)

Фото: архив «Эксперта С-З»

Второй год подряд третью строчку в ренкинге страховых компаний как в России, так и в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) занимает СОГАЗ. В тройку лидеров Северо-Запада компания попала после того, как на пике кризиса в 2009 году приобрела «Шексну» – второго по объему портфеля страховщика в округе. Хотя основной клиент «Шексны» – «Северсталь» и аффилированные компании – перешел к новому владельцу, по итогам 2010 года портфель СОГАЗа в СЗФО сократился (хотя группа в целом второй год продолжила демонстрировать динамичный рост, увеличив портфель в 2009 году на 19, в 2010-м – на 15%). Впрочем, как утверждает территориальный директор СОГАЗа по СЗФО Дмитрий Филатов, падение сборов – не более чем статистический казус.

Игры статистики

– СОГАЗ прошлый год отработал в СЗФО не лучшим образом – портфель сократился более чем на 13%. С чем связаны такие потери?

– Это игры статистики. В прошлом году мы завершали объединение с «Шексной», сформировали на этой основе в регионе сеть объединенных филиалов. Фактически портфель СОГАЗа в СЗФО в результате интеграции увеличился примерно в 1,6 раза. Но в отчетах мы видим иную картину. Дело в том, что на переходный период заключение и обслуживание части договоров, в первую очередь по имущественным видам, с крупными стратегическими клиентами из СЗФО («Северсталь», Ижорские заводы, предприятия Росэнергоатома) передано в головной офис. Поэтому, несмотря на то что объем рисков, реально застрахованных в регионе СОГАЗом в прошлом году, существенно возрос, суммарные показатели сборов филиалов по имущественным видам оказались ниже, чем годом ранее.

– Вы теперь всегда крупные риски будете передавать в Москву?

– Нет, мы ожидаем, что после реорганизации обслуживание этих договоров будет возвращено в филиалы. Также отмечу, что СОГАЗ осуществляет децентрализацию системы управления своей региональной сетью. Целый ряд координационных функций передан головным офисом в территориальную дирекцию по СЗФО, которая взяла на себя до 80% вопросов, ранее решавшихся в Москве. Оставшиеся 20% – это в основном вопросы по андеррайтингу особо крупных или особо сложных договоров, требующих специального подхода. Что же касается убытков, то практически все они теперь регулируются на месте.

– Как изменилась структура вашего портфеля в СЗФО за последний год? Какие сегменты приоритетны?

– Наша стратегия существенных корректив не претерпела. Мы ведь не делали ставку на какие-то сиюминутные выгоды, ориентировались в первую очередь на долговременное развитие, на длительное и по возможности комплексное сотрудничество с клиентами, на экспансию в регионы. Если же говорить об изменениях структуры портфеля под воздействием внешних факторов, то в прошлом году у нас по понятным причинам заметно снизились сборы по строительно-монтажным рискам. Но с начала этого года снова наблюдается подъем.

В связи с открытием в 2010 году в Петербурге собственной клиники уделяем повышенное внимание добровольному медицинскому страхованию. Клиника – наш первый опыт, и достаточно позитивный, который мы будем использовать в дальнейшем как с точки зрения страхования, так и с точки зрения медицины. На настоящий момент медцентр загружен клиентами СОГАЗа на 40-45%, остальной поток идет со стороны. Планируется расширить присутствие медцентра на рынке, развивать его сотрудничество с другими страховыми компаниями.

Японская угроза

– По данным Росстрахнадзора, в прошлом году по сбору премий рынок даже немного превысил уровень 2008-го. Можно ли сказать, что мировой кризис для страховщиков позади?

– Если откровенно, никаких причин думать, что кризис уже позади, у меня нет. Если у кого-то до последнего времени и складывалось такое ощущение, то, видимо, просто потому, что было большое желание себя в этом убедить. А что касается сегодняшнего дня, то непонятно, как отразятся на мировой экономике вообще и на страховании в частности печальные события в Японии. С учетом того, что все в мире перестраховывается на международном рынке, эти убытки, которые исчисляются десятками, а то и сотнями миллиардов долларов, так или иначе ударят по всем страховщикам. На финансовом рынке происходят серьезные колебания. Так что говорить о том, что кризис заканчивается, не приходится. К сожалению, события последних дней могут стимулировать его дальнейшее развитие.

– Какие изменения, позитивные и негативные, принес кризис страховому рынку?

– Негативные изменения очевидны: в первую очередь это сокращение объемов строительства, инвестиций. Развивать страхование какой-либо деятельности, когда ее объемы падают, очень сложно. Вместе с тем в любом кризисе можно видеть позитивные моменты. Кризис провоцирует ужесточение конкуренции и выявляет наиболее сильных игроков. Слабые же и ненадежные вынуждены уходить с рынка. Сиюминутные интересы таких компаний – признак недолговечности, кризис обычно в итоге сметает их с рынка, и это, безусловно, оздоровление.

– Как изменился конкретно СОГАЗ?

– Мы были вынуждены, как и любая компания, сокращать издержки, увольнять часть людей. Конечно, процесс очень болезненный, но нам пришлось на него пойти. Без кризисов бизнес может непропорционально пухнуть, слишком много тратить, раздувать штаты, офисы, непроизводительные расходы. А кризис призывает к экономии, оптимизации, разумным сокращениям, дает стимул и моральное право их проводить.

Но главной целью стало не столько сокращение издержек, сколько оптимизация бизнеса, совершенствование его структуры, технологий, качества услуг. Так, в самый разгар кризиса мы разместили все петербургские подразделения группы «СОГАЗ» в одном офисе в центре города, открыли медицинский центр, а также центр клиентского сервиса. В результате расширился ассортимент услуг, повысилось качество обслуживания. В прошлом году во всех филиалах СОГАЗа внедрены современные технологические решения, позволившие обеспечить оперативность управления, эффективный финансовый и экономический учет и контроль за исполнением поручений и заданий. Все это дало возможность сделать наш бизнес значительно более экономичным и конкурентоспособным, и в этом мы видим для себя несомненно позитивные итоги кризиса.

– По оценкам «Эксперт РА», в 2008 году средний показатель расходов на ведение дел (РВД) у отечественных компаний составлял 41%, что вдвое выше европейских показателей. Удалось ли в кризис российским страховщикам стать экономнее?

– Такое несходство связано с различием в оценке РВД наших и зарубежных компаний. Расходы отечественных страховщиков обычно считают с учетом комиссий, а западных – без. У СОГАЗа показатель РВД – самый низкий в отрасли, по крайней мере среди лидеров. В первом полугодии 2010 года, по данным того же «Эксперт РА», он составил всего 12,6%. Это объясняется и продуманностью нашей стратегии, и особенностями наших клиентов: для их обслуживания не требуется большого количества офисов, обширной агентской сети. Да и комиссию мы платим в рамках дозволенного и разумного.

– Кризис сопровождался такими неприятными тенденциями, как усиление демпинга и схемного страхования. Насколько сильно присутствует демпинг на ключевом для СОГАЗа рынке страхования имущества юридических лиц?

– В период кризиса демпинг, безусловно, возрастает, и заметно. Так, довольно часто в тендерах наши конкуренты стали предлагать свои услуги по цене на 15-20% ниже разумной. В некоторых же случаях испытывающие особенно большие сложности компании, находящиеся на грани банкротства, падают и на 50%. Но это уже выбор покупателей – соглашаться ли на такого рода сомнительные предложения, рискуя оказаться без адекватной защиты своего бизнеса. Впрочем, и здесь все не так просто, если учесть, что действующее законодательство о госзакупках, по сути, стимулирует демпинг, а не борется с ним.

Мы ориентированы на крупные, ответственные компании, которые страхуют свои интересы не ради «галочки». СОГАЗ никогда не занимался и не будет заниматься демпингом и «схемотехникой». Мы продаем не бумагу, а реальное страхование, исходящее из реальной стоимости объектов и реальных рисков.

– По вашим прогнозам, как вырастет рынок страхования СЗФО в текущем году? Какой вид страхования обеспечит наибольший прирост?

– Несмотря на кризисные явления, участившиеся природные катаклизмы и техногенные катастрофы, мы рассчитываем в текущем году в СЗФО на более или менее устойчивый рост бизнеса, а следовательно, потребности в страховых услугах.

У петербургского филиала на этот год запланирован рост сборов, пусть и не столь существенный, как в 2010 году. В первую очередь мы ожидаем роста сегмента страхования строительно-монтажных рисков в связи с оживлением инвестиционных программ. Очевидно, увеличатся сборы по медицинскому страхованию, главным образом у компаний, которые смогут справиться с повышением убыточности по данному виду. Наблюдается также тенденция к развитию кредитования, особенно физических лиц. Поэтому следует ожидать повышения спроса на ипотечное страхование, а также на автокаско в рамках программ автокредитования. 

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (508) 28 марта 2011
    Леспром
    Содержание:
    Мир для быстрых и бережливых

    Российская целлюлозно-бумажная промышленность на выходе из кризиса оказалась в новом мире, который требует от производителя умения моментально реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру и обеспечивать рентабельность при растущих издержках

    Реклама