Второй блин комом

Пятый угол
Москва, 28.03.2011
«Эксперт Северо-Запад» №12 (508)
Непрозрачность бюджета и отсутствие публично озвученного бизнес-плана негативно влияют на имидж активно продвигаемого региональной администрацией проекта Всероссийской Масленицы

Возглавив в 2009 году Псковскую область, Андрей Турчак провозгласил одним из трех приоритетов регионального развития туризм. Причем вскоре стало известно, что для преодоления сезонности турпотока акцент будет переноситься с традиционного для Псковщины культурно-познавательного туризма на событийный. В число ключевых региональных туристических брендов-событий вошли Пушкинский фестиваль поэзии, фестивали военно-исторической реконструкции «Ледовое побоище» и «Железный град», всероссийский фестиваль молодых музыкальных дарований Crescendo, оперный фестиваль в Псковском кремле и Всероссийская Масленица.

Последние три мероприятия появились благодаря усилиям новых властей и пока не имеют сколько-нибудь продолжительной истории. И если Crescendo особого внимания общественности к себе не привлекает, то опера и Масленица вызвали у псковичей множество вопросов. 

Оперу в Псковском кремле пока что давали всего раз: в июле 2010 года труппа Большого театра поставила здесь «Псковитянку» Римского-Корсакова. Из бюджета на нее выделили 36 млн рублей – немало для дотационного региона, однако результат многих разочаровал. Происходящее на сцене могли увидеть лишь счастливые обладатели мест в первых рядах, а обещанная прямая трансляция по каналу «Культура» не состоялась. Областные власти заявили, что намерены сделать оперный фестиваль традиционным, однако перспективы Пскова стать меккой для любителей оперы многим в регионе кажутся призрачными.

Подготовка и проведение Всероссийской Масленицы, впервые состоявшейся в феврале 2010 года, также сопровождались многочисленными конфликтами. Под сомнение ставилась, в частности, прозрачность тендеров, с помощью которых распределялись выделенные из регионального бюджета средства – 14 млн рублей. Тем не менее руководство региона возлагает на Масленицу большие надежды. Андрей Турчак в качестве примера приводил Великий Устюг, где, по его подсчетам, бренд «Родина Деда Мороза», на раскрутку которого понадобилось семь лет, ежегодно приносит 300 млн рублей. Организаторы псковского праздника были более оптимистичны и обещали вывести Масленицу на самоокупаемость всего за три года.

Результаты «первого блина» были расценены ими как весьма ободряющие. По официальным данным, в течение четырех дней Масленицу посетили 55-60 тыс. гостей, причем порядка 14% из них прибыли из-за пределов области, в основном из Санкт-Петербурга, Москвы и стран Балтии. Эта цифра позволила организаторам праздника утверждать, что начало традиции положено, причем в высшей степени успешное (см. «Первый блин», «Эксперт С-З» №7 от 22 февраля 2010 года).

В 2011 году в организации Масленицы, которую оценили в 9 млн рублей, произведены важные нововведения: с берега реки Великой мероприятие перенесли непосредственно в исторический центр города. Но самое главное – псковская Масленица, претендующая на статус всероссийского события, длилась всего три дня (с 3 по 5 марта), которые оказались рабочими из-за переноса выходных в связи с 8 Марта. При этом завершить праздник организаторы сочли возможным не по традиции, в Прощеное воскресенье, а досрочно – днем ранее.

Это заставило многих в Пскове задаться резонным вопросом: для кого и для чего нужен праздник, попасть на который в будние дни не могут ни туристы, для привлечения которых Масленица вроде бы и задумывалась, ни подавляющее большинство горожан. Объяснения председателя областного Комитета по культуре Александра Голышева, простодушно заявившего, что «о переносе выходных мы не могли знать», мало кому показались убедительными: соответствующее постановление правительство России приняло еще в августе 2010 года, а распоряжение администрации Псковской области о создании организационного комитета по подготовке и проведению Масленицы – в декабре.

Усугубили отрицательное отношение псковичей к мероприятию небывалые для небольшого Пскова автомобильные пробки, возникшие в результате закрытия движения по целому ряду улиц на время проведения праздника.

Итоги Масленицы-2 оказались неутешительными. По официальным данным, ее посетили 35 тыс. человек, из которых порядка 20 тыс. пришли в последние часы, чтобы увидеть сожжение семиметрового чучела Масленицы. Что касается иногородних гостей, то на этот раз их доля составила лишь 7,9%. Определение «всероссийская» в названии Масленицы в этих условиях выглядит не слишком уместным.

Волна критики в СМИ и социальных сетях заставила псковского губернатора, не слишком часто радующего френдов новыми записями в своем блоге, посвятить Масленице и реакции на нее общественности отдельный пост. Он отреагировал на выступления муссирующих тему расходов на мероприятие из дефицитного регионального бюджета замечанием, что учебники по маркетингу территорий говорят «о том, что вложения в событийный туризм всегда окупаются – инвестициями, налогами, занятостью».

Между тем сами псковичи больше всего возмущены тем, что в открытом доступе до сих пор нет ни сколько-нибудь внятной стратегии развития в области событийного туризма в целом, ни бизнес-плана пресловутой Масленицы с целями, задачами, критериями оценки эффективности, четкими сроками. Более того, вызывает оправданные сомнения сам факт существования подобных документов. Из-за этого инициативы администрации, направленные на продвижение туристического бренда региона, начинают выглядеть авантюрами, главная цель которых – освоение бюджетов.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (508) 28 марта 2011
    Леспром
    Содержание:
    Мир для быстрых и бережливых

    Российская целлюлозно-бумажная промышленность на выходе из кризиса оказалась в новом мире, который требует от производителя умения моментально реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру и обеспечивать рентабельность при растущих издержках

    Реклама