Заткнуть гнилую трубу

Повестка дня
Москва, 28.03.2011
«Эксперт Северо-Запад» №12 (508)

Правительство России в очередной раз пригрозило приостановить экспорт металлолома из страны. Лом является сырьем для отечественной металлургии, в связи с активным строительством новых мощностей спрос на него в ближайшее время будет только расти. Некоторые эксперты уже предрекают дефицит на лом черных металлов. О проблеме знает и вице-премьер Сергей Иванов. «Металлурги меня все время уверяют, что у них не хватает металлолома для внутренней переработки, но посмотришь на наши порты – прет, как из гнилой трубы», – заявил он на совещании в Минтрансе. Там же вице-премьер рассказал, что принято окончательное решение о запрете перевалки металлолома через порт Санкт-Петербурга. Сейчас через эту гавань переваливается треть российского экспорта металлолома.

Участники рынка говорят, что соответствующее постановление правительства России пока не вышло. В связи с этим на рынке возникла неопределенность: коснется запрет на перевалку лома только питерского порта или распространится и на другие. Пока же перевалка только увеличивается: за прошлый год – на 10%, до 2,96 млн тонн, рост продолжился и в начале 2011-го. Интерес к работе с металлоломом объясняется разницей в ценах на это сырье внутри и за пределами страны. Из-за этого рентабельность бизнеса по сбору и переработке металлолома доходит до 18%.

На рынке ожидают, что запрет перевалки лома через Северную столицу приведет к ее переориентированию на порт в Усть-Луге. Сейчас обработкой металлолома в порту Санкт-Петербурга занимаются три стивидорные компании – «Первая стивидорная компания» (входит в состав группы компаний (ГК) «Морской порт Санкт-Петербург», которая, в свою очередь, является частью холдинга UCHL Владимира Лисина), «Петролеспорт» (группа «Н-Транс») и «Тетрамет». В ГК сообщили, что готовы перевести обработку металлолома, грузооборот которого не превышает 2% от ее суммарного оборота, в Усть-Лугу. «В рамках реализации экологической программы по выведению опасных и загрязняющих окружающую среду грузов за пределы города группа уже вывела часть угольных грузов в порт Усть-Луга. При необходимости металлолом способен принять находящийся там универсальный перегрузочный комплекс», – сообщает пресс-служба компании.

То, что перевалку металлолома из петербургского порта давно пора убирать, не секрет для каждого, кто хотя бы раз проходил вдоль его причалов на пароме. Зрелище ужасающее, напоминающее кадры из американских блокбастеров. Между тем многие участники рынка опасаются, что с закрытием одного из маршрутов экспорта лома новые направления оперативно не откроются (в ту же Усть-Лугу возить металлолом пока проблематично). В результате приостановка экспорта приведет к прекращению деятельности целого ряда компаний, занимающихся обработкой металлолома.  

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (508) 28 марта 2011
    Леспром
    Содержание:
    Мир для быстрых и бережливых

    Российская целлюлозно-бумажная промышленность на выходе из кризиса оказалась в новом мире, который требует от производителя умения моментально реагировать на меняющуюся рыночную конъюнктуру и обеспечивать рентабельность при растущих издержках

    Реклама