Пока без гарантий

Прошлогодняя авария в Мексиканском заливе привела к переоценке всего комплекса мероприятий, призванных предотвращать подобные инциденты как на море, так и на суше. Уже существуют проверенные технологии, снижающие антропогенную нагрузку при наземной добыче, однако в случае с освоением арктического шельфа выводы западных специалистов неутешительны: энергетическая индустрия пока не обладает надежными технологиями обеспечения безопасности нефтяного промысла в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Компании, ведущие добычу в высоких широтах, заявляют, что принимают необходимые меры для предотвращения попадания сырой нефти в окружающую среду на всех этапах производственного процесса. Так, помимо «стандартного набора» мероприятий специалисты Shell говорят об «обнадеживающих результатах», полученных совместно с исследователями из норвежского специализированного института SINTEF. Проведены «успешные эксперименты» по сжиганию и дисперсии разлитой в расколотых льдах нефти, а также по обнаружению нефти под сплошным ледяным покровом. Установлено, что сжигание нефтяного пятна на месте в арктических условиях работает достаточно хорошо, а эффективность использования дисперсантов даже выше, чем ожидалось.

Не оспаривая полученные SINTEF результаты, командующий 17-м округом береговой охраны США контр-адмирал Кристофер Колвин сомневается, «что прямо сейчас мы готовы к промышленной добыче нефти на арктическом шельфе». Согласно расчетам экспертов американской Pew Environment Group, ни один из используемых способов локализации и ликвидации последствий утечек нефти (механические барьеры, сжигание, дисперсия с помощью химических реактивов) в условиях Арктики не будет эффективным. Более того, экстремальная температура, подвижные льды, отсутствие транспортной и социальной инфраструктуры могут задержать мероприятия по ликвидации аварии как минимум на шесть месяцев.

Разработка наземных месторождений углеводородного сырья за Полярным кругом, также будучи экологически небезопасным и сложным производством, тем не менее не вызывает резкой критики экологов. За последние десятилетия очевиден положительный сдвиг в отношении нефтедобывающих компаний к охране окружающей среды.

Одним из примеров становления такого подхода служит история эксплуатации одного из старейших арктических месторождений – Залива Прудо на северном побережье Аляски. В начале 1970-х годов около 2% его площади (около 2 тыс. га) было занято под насыпные дороги и производственные мощности. Если бы к освоению этого месторождения приступали сегодня, эксплуатационная инфраструктура занимала бы в два с лишним раза меньшую площадь.

Несколько технологических инноваций внесли особенно заметный вклад в снижение индустриальной нагрузки на арктический ландшафт. Прежде всего это развитие наклонного (горизонтального) и многоствольного бурения. Его применение позволяет достичь нефтеносных резервуаров, расположенных почти в 5 км по горизонтали от места бурения, а также почти в десять раз увеличить протяженность скважины в собственно продуктивных горизонтах. Кроме того, эти технологии позволили повысить в несколько раз количество скважин на буровой площадке.

Еще одной инновацией, позволяющей свести к минимуму поверхностную инфраструктуру, стали так называемые «дизайнерские скважины». Это бурение со сверхвысокой точностью, которое позволяет добраться до небольших линз нефти или обойти труднопроходимые участки. Оно стало возможно благодаря комбинации метода трехмерной сейсмической разведки, используемого при картографировании разломов и небольших резервуаров с точностью до 30 м, и новых технологий, позволяющих производить поворот ствола скважины под большим углом.

Изменились и способы утилизации отходов бурения: буровая жидкость и вынутая порода, которые раньше складировали в прудах-хранилищах, сегодня через специальные скважины закачивают в подземные пустоты. Другой способ снижения воздействия на окружающую среду – строительство временных насыпей для дорог и буровых установок не из гравия, а изо льда. Такой способ применяется для разведочного бурения в зимнее время.

«Полагать, что для расширения объемов нефтедобычи в Арктике потребуются некие принципиально новые технологические решения, означает игнорировать факт существования надежных методов добычи и транспортировки нефти и газа за Полярным кругом, – считает специалист канадской компании Technip Сэм Аллен. – Дальнейшее развитие технологий эксплуатации нефтегазовых районов в Арктике будет скорее эволюционным, а не революционным».