Консолидация, стагнация, прорыв

Спецвыпуск
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Северо-Запад» №16-17 (512)
Покупки независимых игроков на петербургском рынке связи отодвинули на второй план тему стагнации рынка телекоммуникаций. Сети поделены между крупными игроками, значит, пришло время развивать интернет-услуги, не привязанные к каналам

Иллюстрация: Владимир Басов

Покупки независимых игроков на петербургском рынке связи отодвинули на второй план тему стагнации рынка телекоммуникаций. Сети поделены между крупными игроками, значит, пришло время развивать интернет-услуги, не привязанные к каналам

В оценках темпов развития петербургского рынка телекоммуникаций аналитиков завораживают сделки M&A (слияния и поглощения): как скажется на рынке поглощение телеком-гигантами наиболее активных игроков? В целом это неудивительно. «МегаФон» стал владельцем «ПетерСтара», закрыв сделку по покупке «Синтерры», которой тот принадлежал, а чуть позже – «Метрокома»; «Комстар-Регионы» (принадлежит МТС) приобрел «Ланк Телеком»; «ВымпелКом» (бренд «Билайн») поглотил «Элтел»; «Северо-Западный Телеком» (с апреля – Северо-Западный филиал «Ростелекома») купил «Северен-Телеком». В результате петербургский рынок связи для юридических лиц серьезно изменился. Из альтернативного он превратился в федеральный: по данным экспертов, до череды слияний альтернативные игроки контролировали порядка 80% рынка, после вышеупомянутых приобретений их доля сократилась до 15-20%.

Как естественное продолжение

Однако надо отметить, что Петербург в этом плане не представляет собой что-то исключительное – для всего отечественного рынка телекома 2009-2010 годы прошли под знаком слияний и поглощений. По подсчетам Json&Partners Consulting, за эти годы заключено порядка 140 сделок M&A, 83 из которых пришлись на малые и средние компании. И Северо-Западный федеральный округ (16 таких сделок), как и Северная столица (семь сделок), не в числе самых активных регионов, Центральный округ (24 сделки M&A) и Москва (21 сделка) заметно активнее. СЗФО находится на одном уровне с Поволжьем (16 сделок), да и от других регионов несущественно оторвались.

Более важный момент – рынок насытился и фактически два года не развивается. Доход от одного абонента (ARPU) в этот период сначала снизился на 15-20%, потом начал восстанавливаться. Абонентская база в целом сокращалась, и хотя отдельные операторы в отчетах за 2010 год говорили о ее приросте, это неизменно происходило за счет тех, кто потерял клиентов. Важным событием в этом плане стало то, что почти все бизнес-центры Петербурга в кризис открыли двери для операторов и многие мелкие игроки, которые доминировали в одном-двух центрах, не выдержав конкуренции с известными именами, в некоторых случаях были поглощены (яркий пример – «Смарт Телеком», купивший двух таких бывших монополистов).

Прошедший год можно назвать годом инновационного затишья. Да, большинство компаний заявляют, что новые услуги, например на интеллектуальной платформе (виртуальная АТС, конвертация факс – email и обратно), а также приложения для SIP-телефонии, видеонаблюдение, IPTV для корпоративных клиентов, находят своего потребителя. Но большинство указанных сервисов запускались (и продвигались) еще в 2008 году. И в доле выручки новые услуги даже спустя два года после запуска в большинстве случаев составляют 3-5%. Наверное, единственное исключение – «Вест Колл»: доля его выручки от дополнительных сервисов по итогам 2010 года составила порядка 20%.

Полоса стоит

Рынок широкополосного доступа (ШПД) для физических лиц представлял похожую статичную картину. По оценкам Json&Partners Consulting, на конец 2010 года уровень проникновения ШПД в Петербурге составил 63% домохозяйств (на данный момент операторы Петербурга зарегистрировали 1,69 млн домашних широкополосных подключений). Соответственно, рост на таком насыщенном рынке был минимальным – менее 7% за год. Эти цифры хорошо сочетаются с утверждениями операторов, что почти 90% новых подключений в их сетях – это не новые клиенты рынка, а те, кто меняет оператора.

Маркетинговые инициативы компаний свелись в прошлом году к специальным предложениям для тех, кто уходит от конкурентов. Именно это, по отзывам участников рынка, опустило средний доход от одного абонента с 430-450 до 400-420 рублей в месяц. Вместе с тем, если сравнивать происходящее с гонками по повышению скоростей доступа (и, соответственно, снижению стоимости трафика), что были в 2007-2008 годах, можно констатировать: операторы если и не достигли в 2009-2010 годах предела стоимости ШПД, то по крайней мере обрели некий негласный консенсус. Средняя скорость подключения по Петербургу остается такой же, что и в начале 2009 года, – порядка 6 Мбит/с.

Для рынка ШПД для физлиц также характерна высокая степень концентрации. Пять ключевых игроков контролируют более 80% абонентской базы: на долю Северо-Западного филиала «Ростелекома» приходится 31%, ТКТ – 16, InterZet – 14, «ВымпелКома» – 10,5, «ПиН Групп» – 10%. При этом важно, что два последних игрока поднялись на высокое место в рейтинге петербургских интернет-провайдеров благодаря недавним покупкам: «ПиН Групп» в 2010 году присоединила четырех игроков – «Ниеншанц-Телеком», «Ниеншанц-Хоум», «Альфа Телеком» и «Курорт Телеком», а «ВымпелКом» восстановил свои позиции в начале 2011 года благодаря приобретению «Элтела». «Сумма Телеком» оказалась в десятке крупнейших в результате присоединения «Цифры», а «Вест Колл» – благодаря покупке «Сильвернета» (обе сделки пришлись на 2009 год).

Очевидно, что федеральные игроки могут увеличить свое присутствие и на рынке ШПД почти исключительно путем приобретений. В недавнем обзоре независимых операторов ШПД агентство IKS Consulting отмечало, что на начало 2011 года СЗФО в целом и Петербург в частности – рынки, где доля независимых игроков особенно велика (СЗФО в этом плане – самый альтернативный регион в России). И из четырех самых привлекательных на этом рынке активов (в масштабах России), выделенных IKS Consulting, два – петербургские (InterZet и «ПиН Групп»).

В этом смысле фиксированный рынок можно сравнивать с сотовым, вернее, с тем, в каком состоянии находятся традиционные услуги сотовой связи. Сотовики уже достигли консенсуса со своими клиентами: такие показатели, как выручка на одного абонента от услуг голоса, а также количество минут, которые тратит абонент на телефонную связь в месяц (MOU), абсолютно стабильны. Безусловно, шаги по снижению стоимости роуминга, удешевлению междугородных и международных телефонных разговоров не приводят к тому, что люди говорят больше. В целом по стране сотовики фиксируют увеличение MOU на 3-5%, но это происходит за счет регионов, где после прихода сотового дискаунтера разгорается серьезная конкурентная борьба.

Но если рассматривать насыщенные рынки, то здесь любая конкуренция фактически ни к чему не приводит. Так, по отчетам AC&M Consulting, на сотовом рынке Петербурга самый активный игрок в плане завоевания абонентской базы компания Tele2 увеличила свою долю даже не на процент, а на 0,7 процентного пункта. Но и Tele2 не может добиться того, чтобы абоненты говорили больше.

Независимые игроки исчерпали возможности роста, и на первый план выходят вопросы экономии. А в телекоме размер с точки зрения экономии играет роль: сети, построенные на современном ядре, достаточно легко масштабируемы и управляемы. Соответственно, после апгрейда сети приобретенного оператора до уровня сети владельца у последнего появляется возможность сократить 50-100% персонала купленного оператора.

В оценках перспектив

Слияние создает интересные дилеммы для универсальных операторов. Например, стоит ли побуждать абонентов к увеличению мобильности и мобильному замещению услуг голосовой связи и доступа в интернет? Ведь фиксированная связь, которую они предоставляют, дешевле и прибыльнее. «Ростелеком» в ближайшем будущем столкнется с проблемой: с учетом того что ТКТ принадлежит НТК, которая поглощается российским телеком-гигантом, в рамках одной компании развиваются две разные технологии, которые, к слову сказать, достаточно редки, – технология пассивной оптики (PON), которой в последние годы активно занимался «Северо-Западный Телеком» (в отличие от других «дочек» «Связьинвеста»), и технология DOCSIS, продвигаемая ТКТ. Как из этой ситуации будет выходить госхолдинг – большой вопрос, но странно, если он будет активно развивать обе технологии.

Но любопытнее, как изменение ситуации скажется на игроках второго эшелона, которые долгие годы активно участвовали в развитии рынка телекоммуникаций. Понятно, что для тех, кто остался независимым, ближайший год будет интересен и с точки зрения развития абонентской базы. То, что для «Ростелекома» и «ПетерСтара» – крохи, которые неизбежно теряются, когда компании проходят через оптимизацию внутренних процессов (для слияния), для небольших игроков – существенное увеличение.

Более неожиданные и многообещающие перспективы открывает акцентированное развитие виртуальных телеком-сервисов и близких к ним услуг, причем виртуальных в полном смысле слова, без привязки к своим сетям. В действительности можно видеть, что это направление уже заинтересовало многих. Компании постепенно наращивают компетенции в сегментах виртуальных телекоммуникационных сервисов, а также в сфере аренды инфраструктуры и программного обеспечения (ПО). Так, в прошлом году «Ланк Телеком» стал развивать «Виртуальный офис 2.0», «Ростелеком» запустил «Корпоративную виртуальную телефонную сеть», «Метроком» активизировался на рынке хостинга, «ПетерСтар» стал предлагать ПО в аренду, а «Вест Колл» установил партнерские отношения с порталом Softcloud.

Немаловажно, что многие обладают мощностями для организации виртуальных средств, необходимых новым сервисам. На настоящий момент операторы связи занимают большую долю рынка дата-центров. Собственные дата-центры есть у «ПетерСтара», «Элтела», «Северен-Телекома», Oyster Telecom. Причем у кого-то, например у «ПиН Телекома» и «Вест Колла», они появились относительно недавно, последний намерен достроить вторую очередь своего дата-центра в текущем году.

Вместе с тем пример «Северен-Телекома», который еще в 2009 году взялся за развитие аренды ИТ-инфраструктуры и ПО (вторая услуга подразумевает первую), но не преуспел в данном начинании, и «ПетерСтара», запустившего услугу аренды ПО весной 2010-го, но по итогам года ни слова не сказавшего об успехах этого направления, подтверждает: подобные услуги не могут быть простым дополнением. Для их успешного развития нужны другие навыки отдела продаж, в некотором смысле другой бизнес, который надо выделять из общего направления. Это тем более очевидно, если вспомнить, что на петербургском рынке работают компании, которым удается продвигать услуги аренды ИТ-инфраструктуры, – либо специализированные фирмы, либо дата-центры.

Если говорить о сегменте IP-телефонии, то здесь успехи независимых игроков более заметны. IKS Consulting, оценивая рынок связи за 2010 год, констатирует, что IP-операторы оказались самыми активно растущими, их прирост обогнал сотовых операторов и в сегментах международной и междугородной связи, и, что важно, на рынках местной связи. Некоторым SIP-операторам в минувшем году удалось привлечь в развитие серьезные инвестиции.  

Санкт-Петербург

Ключевые региональные телекоммуникационные активы СЗФО 2011 г.

У партнеров

    Реклама