Коротко

Повестка дня
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Северо-Запад» №16-17 (512)

Где жить дорого

Нарьян-Мар опередил все города Северо'Запада sever_512-513_pics Фото: архив «Эксперта С-З»
Нарьян-Мар опередил все города Северо'Запада
Фото: архив «Эксперта С-З»

Столица Ненецкого автономного округа Нарьян-Мар, согласно исследованию стоимости жизни в городах России, проведенному Росстатом, в 2010 году стал самым дорогим для жизни городом Северо-Западного федерального округа. Расчеты исследования базируются на единой информационной системе статистического наблюдения за потребительскими ценами. В списке десяти самых дорогих городов страны Нарьян-Мар оказался четвертым, уступив пальму первенства Билибино, Анадыри и Петропавловску-Камчатскому. При этом следующий за Нарьян-Маром город Северо-Запада, Североморск, находится только на 19-м месте в общероссийском списке. Санкт-Петербург занял 29-е место, пропустив вперед, например, Воркуту, Мурманск, Архангельск, Выборг и, конечно, Москву. Среди десяти самых дешевых для жизни городов России представителей Северо-Запада нет.

Помимо индекса стоимости жизни один из важнейших экономических показателей пространственного развития регионов Северо-Запада – рейтинг инвестиционной привлекательности городов округа. Рейтинг составляется аналитическим центром журнала «Эксперт Северо-Запад» и будет опубликован в следующем номере.         

Оптимизм лишь в цифрах

Основные литовские аэропорты по итогам 2010 года понесли убытки. Вильнюсский аэропорт получил убыток 8,6 млн литов – вдвое меньше, чем в 2009 году. Его доходы за этот период сократились на 30%, до 42,3 млн литов. После прошлогоднего банкротства литовской авиакомпании Star1 Airlines в аэропорту работают 14 авиакомпаний, в том числе основные европейские перевозчики.

Несмотря на оптимистичные прогнозы руководства аэропорта по росту пассажиропотока, приходится признать, что Вильнюс проиграл борьбу за пассажиров аэропорту Риги, где базируется компания airBaltic. Прежде всего – в организации транзитных полетов: до недавнего времени в Вильнюсе отсутствовала инфраструктура, позволяющая выполнять транзитные перелеты. В настоящее время специальная транзитная зона уже оборудована, но еще не получила признания перевозчиков. Убытки Каунасского аэропорта в 2010 году составили 1,6 млн, аэропорта в курортной Паланге – 94,8 тыс. литов.     

Искушение регионами

Финский Йоулупукки стал одним из звеньев туристического кольца sever_512-513_pics Фото: OULU.FI
Финский Йоулупукки стал одним из звеньев туристического кольца
Фото: OULU.FI

Архангельская область и финская провинция Кайнуу намерены общими усилиями продвигать совместные туристические проекты. В частности, в 2011 году стартует трехлетняя программа «Туристическое кольцо», один из основных проектов которой – путешествие по железной дороге от финского Йоулупукки из Рованиеми через Кайнуу и Карелию к Снеговику в Архангельск и далее в Великий Устюг к Деду Морозу.

Заместитель министра по делам молодежи, спорта и туризма Архангельской области Николай Евменов надеется, что интеграция в развитии турбизнеса Архангельска и Кайнуу позволит повысить конкурентоспособность туристических сфер России и Финляндии по сравнению с другими туроператорами Европы. «Турист уже искушен поездками в один регион. Это заставляет нас и наших финских партнеров объединять туристические маршруты, предлагая новые возможности. Туризм становится межрегиональным. Мы рассматриваем возможности предложить людям в комплексе посетить Русский и Европейский Север. Объединение маршрутов – это возможность не только получить простое абсолютное увеличение количества туристов, но и достигнуть так называемого мультипликативного эффекта», – считает Евменов.    

Гарантировать объемы

Балтийская топливная компания (БТК), крупнейший оператор бункеровочного флота на Северо-Западе, ввела в эксплуатацию конвенционный танкер «Капитан Поникаровский» грузоподъемностью 5 тыс. тонн. Судно будет использоваться для экспортных перевозок нефтепродуктов из Петербурга в европейские порты, для бункеровки судов в Петербурге, Приморске, Усть-Луге, а также рыболовецкого флота за пределами России.

«Транспортировка нефтепродуктов, включая экспорт, – одно из ключевых направлений нашей деятельности. Этот бизнес будет развиваться за счет расширения предложения по собственной логистике компании. В том числе начинаются поставки нефтепродуктов с помощью нефтеналивных барж БТК с нефтеперерабатывающих заводов центральной части России по внутренним водным путям страны, что позволит нам выйти на гарантированные объемы поставок», – объясняет генеральный директор БТК Станислав Корнеев.           

Пятьсот – не предел

Латвия ожидает стремительного роста стоимости газа, поставляемого компанией «Газпром». «Когда в 2010 году мы договаривались с „Газпромом“ о цене на газ и скидке 15%, правительство Латвии отодвинуло введение акциза на это топливо. На таких условиях российский поставщик согласился на уступки в течение всего 2011 года. Сейчас мы закупаем газ примерно по 330 долларов за 1 тыс. кубометров и гарантируем определенный объем потребления. Однако если учесть, что с 1 июля вводится акцизный налог, а НДС на поставки газа населению увеличивается с 12 до 22%, потребление будет сокращаться и „Газпром“ попросту может с 2012 года не применять льготы в отношении Латвии», – заявила на заседании правительства Латвии член правления Latvijas gaze Анда Улпе. По самым пессимистичным расчетам, стоимость 1 тыс. кубометров газа с 2012 года может превысить 500 долларов.       

Предписано пактом

Правительство Финляндии, страховая фирма Ilmarinen и энергокомпания Fortum подписали договор о купле-продаже 25% акций Fingrid – крупнейшего электросетевого предприятия Финляндии, обслуживающего более 100 клиентов, среди которых промышленные предприятия, энергокомпании и др.

В результате сделки государство станет крупнейшим владельцем Fingrid. Стоимость сделки – 325 млн евро, при этом, как уточнили в Fortum, прибыль от продажи составит 200 млн евро. Государство приобретает 81% акций, находящихся во владении Fortum, а Ilmarinen – 19%. Fortum продает свои акции Fingrid в рамках реализации третьего энергетического пакета ЕС. Согласно новому законодательству ЕС, производство энергии должно быть отделено от ее распределения. Теперь правительству Финляндии предстоит договориться о приобретении акций еще одного акционера Fingrid – компании Voima. После этой сделки государству будет принадлежать 53,1% Fingrid.            

«Онежец» растет

Концерн «Тракторные заводы» планирует в 2011 году в 2,2 раза увеличить объемы производства тракторов на Онежском тракторном заводе в Петрозаводске. Основная продукция завода – трелевочные машины серии «Онежец 300», предназначенные для традиционного хлыстового способа заготовки древесины. Хотя спрос лесозаготовителей на эту технику падает, базовое шасси «Онежца» остается очень востребованным. Его используют для монтажа пожарного оборудования, бурильных установок и кусторезательных агрегатов.

На заводе рассчитывают полностью загрузить мощности, позволяющие выпускать до 300 единиц техники в год. Кроме того, здесь налажена крупноузловая сборка современных лесозаготовительных харвестеров датского предприятия Silvatec, также входящего в концерн «Тракторные заводы». Президент концерна Михаил Болотин полагает, что помимо выпуска лесозаготовительной техники у петрозаводского завода есть возможность организовать ремонт железнодорожных вагонов. После проработки этого вопроса с Министерством экономического развития Карелии планы по расширению предприятия могут стать предметом соглашения между правительством республики и концерном «Тракторные заводы».           

C запасом мощности

В электроэнергетику Новгородской области в 2011 году будет инвестировано 2,1 млрд рублей, заявил вице-губернатор региона Арнольд Шалмуев. При этом, по его словам, запас энергомощности в области исчерпан. Проблема наращивания собственных электрических мощностей в регионе, производящем только 25% реального объема потребления электроэнергии, требует оперативного решения.

За реконструкцию генерирующих турбин и создание парогазовой установки взялся основной поставщик электроэнергии – компания «ТГК-2» . Серьезным толчком к развитию электроэнергетики стало соглашение на 2010-2013 годы, подписанное администрацией Новгородской области с компанией «ФСК ЕЭС». Объем его финансирования – 3,8 млрд рублей за счет собственной инвестиционной программы компании.

Стратегический для ФСК объект – строительство подстанции «Ручьи» в Чудовском районе Псковщины, на граничащей с Ленинградской областью территории, где разместится комплексная промышленно-логистическая зона. Подстанция должна не только обеспечить электроэнергией промышленные предприятия, уже подтвердившие свои планы по возведению объектов в Чудово, но и решить вопрос энергообеспечения промышленно-логистической зоны на 25 лет вперед.   

Без шансов для других

Иван Поздеев одержал убедительную победу sever_512-513_pics Фото: архив «Эксперта С-З»
Иван Поздеев одержал убедительную победу
Фото: архив «Эксперта С-З»

Иван Поздеев избавился от приставки «и.о.», став главой администрации Сыктывкара. Его кандидатуру поддержало абсолютное большинство депутатов совета города. За кресло мэра также боролись директор фирмы «ВИРА-плюс» Александр Радченко и глава компании «Автопарк» Виктор Максименко, однако победа Поздеева, который исполнял обязанности мэра с середины февраля, была предсказуемой.

Иван Поздеев с 2004 года работал заместителем главы Коми, был министром архитектуры, строительства и коммунального хозяйства республики. После назначения руководителем Коми Вячеслава Гайзера он сохранил свой пост и год проработал в новой команде. Среди основных проблем Сыктывкара Поздеев называет ветхое жилье – можно предположить, что уже в ближайшие месяцы городская программа по сносу старых и возведению новых домов будет актуализирована.   

Руководство Вильнюсского аэропорта рассчитывает на рост пассажиропотока
После приобретения акций Fingrid у компании Voima государство станет крупнейшим акционером сетевой компании
На Онежском тракторном заводе рассчитывают увеличить загрузку производственных мощностей

У партнеров

    Реклама