Так бывает

Культура
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Северо-Запад» №16-17 (512)

«Бизнес – вот самый влиятельный общественный институт. Я убеждена, что сейчас как никогда раньше важна роль бизнеса как нравственного лидера. Главным для бизнеса должны быть не деньги, а ответственность. Общественное благо, а не личная нажива», – эти слова Аниты Роддик, основательницы компании The Body Shop, можно сделать эпиграфом к ее книге «Бизнес не как обычно», к самому бизнесу, который она построила с нуля, да и вообще ко всей ее жизни.

Эта женщина известна не только как талантливый предприниматель, придумавший и воплотивший в жизнь уникальную бизнес-модель, доказавшую свою эффективность, но и как ярый политический активист, выступающий против глобализации, усугубляющей непомерное богатство одних и вопиющую бедность других. В то время как одни называют Роддик лицемерной маньячкой, другие боготворят и ставят ее в один ряд с матерью Терезой, одной из величайших женщин ХХ столетия, посвятившей свою жизнь служению человечеству. И хотя сама Роддик считает свой вклад в дело помощи нуждающимся несоразмерным с масштабом личности матери Терезы, многочисленные награды из различных уголков мира подтверждают ценность деятельности Роддик для утверждения гуманистических ценностей.

В книге «Бизнес не как обычно» рассказана история самой Роддик и компании The Body Shop со всеми взлетами и падениями на протяжении последнего десятилетия. По ходу повествования автор переворачивает с ног на голову представление общества о бизнесе и доказывает, что международная компания вполне способна соблюдать нормы социальной ответственности, не жертвуя при этом ни здравым смыслом, ни прибылью.

Но дело даже не в том, что Роддик приводит пример оригинальной компании, которая сочетает эффективность работы (о которой свидетельствует тот факт, что 2 тыс. магазинов The Body Shop в 51 стране мира обслуживают свыше 8 млн потребителей в день) и соблюдение высоких этических и экологических стандартов. Перед нами все-таки книга о жизни, а не о бизнесе, – о жизни человека, который, сумев стать успешным предпринимателем, не превратил ее в зарабатывание денег ради денег. Более того, даже сделал этот бизнес органичным продолжением своей философии, главные принципы которой – уважение к человеческой личности, признание индивидуальности каждого и ответственное отношение к окружающей среде.

Именно этот «человеческий» взгляд на бизнес и управление им делает книгу Аниты Роддик такой интересной и ценной. Перед нами 264 страницы тонких наблюдений, афоризмов, советов, шуток – одним словом, вполне себе небольшая энциклопедия жизни.

Да и ощущение от книги – как от хорошего разговора по душам, спокойного, честного и искреннего. Разговора настолько вдохновляющего, что после него хочется пойти и свернуть горы. Причем непременно – ради самых высоких целей, потому что, как показывает пример Роддик, даже самые высокие цели вполне достижимы.  

Роддик, Анита. Бизнес не как обычно. – СПб.: БестБизнесБукс, 2005

У партнеров

    Реклама