Магистраль для регионов

Активность сотовых операторов в ближайшем будущем изменит региональные рынки связи Северо-Запада

Фото: архив «Эксперта С-З»

Как минимум третий год рост российского рынка связи происходит за счет регионов. Операторы демонстрируют увеличение регионального проникновения и, как следствие, абонентской базы. Именно здесь разгорается настоящая конкуренция, наблюдаются неожиданные взлеты и идет перераспределение долей рынка.

Москва и Санкт-Петербург уже давно оцениваются как уникальные рынки, насыщенные с точки зрения как количества игроков, так и охвата аудитории. Стоимость пользования здесь минимальна, а перераспределение долей конкурентов происходит в результате покупок, а не маркетинговых акций. Операторы в обеих столицах больше сосредоточены на обкатке новых услуг и технологических решений, которые в дальнейшем будут масштабированы.

Мобильная чересполосица

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) по аналогии с Санкт-Петербургом иногда воспринимают как рынок сотовой связи, на котором господствует «МегаФон»: в конце концов, из «большой тройки» этот оператор единственный, так сказать, именно «Северо-Западный» («МегаФон» вырос из NWGSM). Однако в СЗФО есть области, где этот оператор не лидирует. В самом «МегаФоне» выделяют три ключевых региона (за исключением Петербурга), где компания лидирует по доле рынка и размеру выручки: Вологда, Архангельск, Мурманск.

В Республике Коми, Псковской области и Ненецком автономном округе первым оператором GSM-сетей была компания «МТС», и там позиции этого оператора до сих пор особенно сильны. В Калининграде занимает доминирующее положение «ВымпелКом». Калининград в плане рынка сотовой связи – особый город СЗФО: до 2001 года его активно разрабатывали местные игроки, и к моменту прихода федеральных гигантов здесь конкурировали четыре игрока. Постепенно почти все они исчезли: лидера (компанию «Экстел», которую создал Telenor) в 2001 году поглотил «ВымпелКом», компанию размером поменьше, работавшую в формате CDMA, годом позже – SkyLink, еще одного небольшого игрока уже в 2008-м приобрел Tele2, когда выходил на местный рынок.

Однако один локальный и при этом сильный игрок (яркое исключение на рынке Северо-Запада) остается в Калининграде до сего дня – это компания «Связьинформ». Логично, что она уже давно оформилась как универсальная: помимо присутствия на рынке мобильной связи и заметной роли в сегменте фиксированной связи для юридических лиц, она владеет крупнейшим альтернативным оператором домашнего широкополосного доступа (ШПД).

Но все же цифровое неравенство в сфере мобильной связи, если сравнивать с Северной столицей, не так велико и исчезает буквально на глазах. Поступательное развитие «большой тройки», экспансия федерального дискаунтера Tele2 сглаживают разницу в тарифах. В частности, в Архангельске, Мурманске и Великом Новгороде Tele2 фиксирует такой же доход от голосовых услуг и такое же количество использованных абонентом минут, как и в Петербурге (разница – 2-3%). Учитывая, что приход дискаунтера подталкивает игроков региона к ответным шагам (поскольку аудированные отчеты компаний не фиксируют отток абонентов, подобные меры явно оказались успешными), можно не сомневаться, что в целом по СЗФО в ближайшем будущем услуги связи будут предоставляться по сопоставимым ценам.

Заторможенные магистралью

На рынке же фиксированной связи Северо-Запада наличие серьезного цифрового неравенства несомненно. Достаточно просто взглянуть на предложения ключевых игроков. Например, у мурманского «Поларкома» подключение на скорости 1,5 Мбит/с стоит 600 рублей в месяц, тариф от «Ростелекома» для Архангельска дает возможность подключиться за 575 рублей на скорости 2 Мбит/с, в Калининграде, самом продвинутом регионе СЗФО, безлимитный тариф на скорости 4,5 Мбит/с равен 500 рублям. В Петербурге за 500-550 рублей можно подключиться со скоростью 10 Мбит/с.

Понятно, что разрыв в ценах на ШПД – не заговор операторов, он обусловлен объективными факторами. Представители «Ростелекома» не раз подчеркивали, что в Петербурге цена транзита трафика по магистральным линиям находится на уровне себестоимости. Очевидно, что высокая конкуренция магистральных операторов – одна из главных причин низких цен на интернет в Северной столице, а ее отсутствие не позволяет снижаться ценам в других регионах.

Магистральных операторов, активно работающих с региональными игроками, в СЗФО немного. Из основных – «Ростелеком» и ТТК. За последние пару лет линии к ряду городов, где успешны его дочерние компании, протянул и «ПетерСтар». Но об избытке магистральных мощностей говорить не приходится. Особенно нелегко в этом плане жителям Мурманской области: прокладывать магистрали за Полярным кругом – крайне сложная и дорогостоящая операция. «В свою очередь, северное сияние и создаваемые им помехи ставят крест на идее организации магистрали с помощью радиорелейной связи», – поясняет генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.

В результате Мурманск довольствуется узкими каналами связи с «цивилизацией». Как следствие, здесь периодически происходят обрывы – треть города остается без интернета, а еще треть испытывает проблемы со связью, потому что емкости резервных каналов на всех не хватает (последний такой обрыв случился в декабре 2010 года). Истории о массовых перебоях со связью в 2006-2008 годах подталкивают к мысли, что долгое время большая часть магистрального трафика шла буквально по одному каналу (от «Ростелекома»). В таких условиях неудивительно, что Мурманск стабильно лидирует по дороговизне интернета – стоимость доступа здесь на 20-25% выше, чем в других городах СЗФО (исключая Санкт-Петербург).

С проблемой магистралей косвенно связан и другой момент, сказывающийся на жизни абонентов в регионах Северо-Запада, – низкая, в некоторых случаях до неразличимой, конкуренция. Генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков полагает, что это ключевой сдерживающий фактор развития региональных рынков. Условия для развития непросты, но локальные операторы вполне могли бы активнее и успешнее конкурировать с филиалом «Ростелекома» и способствовать снижению цен, уверен Кусков.

В ряде городов, в частности в Новгороде и Череповце, Северо-Западный макрорегиональный филиал «Ростелекома» владеет почти 100% рынка фиксированной связи для юридических и физических лиц. В других крупнейших городах СЗФО филиал «Ростелекома» контролирует от 60% рынка ШПД для физических лиц и занимает от 40% на рынке услуг корпоративной связи. В последнем случае – большой диапазон, который зависит от уровня конкуренции в городе.

В Калининграде – наверное, на самом конкурентном рынке СЗФО после Петербурга – заметную роль в сегменте фиксированной связи играет «Вест Балт Телеком», который лишь частично принадлежит «Ростелекому» (39% акций). На корпоративном рынке заметны местные игроки размером поменьше, а также филиалы «ПетерСтара» и «ВымпелКома». В Архангельске вместе с достаточно ограниченным числом небольших местных операторов противостоять монополисту пытается «ТД-Телеком» (в 2008 году приобретен «ПетерСтаром»). В Мурманске особенно активны «Поларком» (в 2010 году куплен «ВымпелКомом») и Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике (в 2010 году приобретена «ПетерСтаром»). В Петрозаводске сильны позиции местного филиала «ПетерСтара».

Яркое исключение из общего правила – Псков. Здесь роль «Ростелекома» выполняет Псковская городская телефонная сеть (владеет базовой телекоминфраструктурой города), контролирующая как более 70% рынка домашнего ШПД, так и подавляющую часть рынка корпоративных клиентов.

Мобильно-универсальный прорыв

Нельзя не отметить, что ситуация на региональных рынках все же меняется. Что важно, по всем фронтам – в последние годы наметился прорыв и по магистральным каналам, и в плане увеличения числа игроков локальных рынков. Перемены связаны с реализацией новых стратегий федеральных сотовых операторов, в частности активного распространения 3G- и мобильного интернета и движения в сторону универсальности.

Растущая нагрузка на сети, желание развивать фиксированные активы ведут к тому, что последние два года «большая тройка» вкладывает в магистрали явно больше самих магистральных операторов (или операторов дальней связи). Как рассказывает Юрий Брюквин, в СЗФО у МТС и «МегаФона» уже есть магистральные сети, по мощностям вполне сравнимые с сетями Северо-Западного филиала «Ростелекома» («ВымпелКом» в развитии мобильного интернета сочетает использование собственных сетей с арендой).

За развитием магистралей следует повышение активности упомянутых игроков и на местных фиксированных рынках. При этом можно видеть, что заметные вливания в филиалы аффилированных компаний, осуществляемые «большой тройкой», часто дополняются покупками местных игроков (очевидно, срабатывает понимание: не купишь ты – купит другой). Так, «ПетерСтар» не далее как в прошлом году приобрел операторов в Вологде, Архангельске, Мурманске, а «ВымпелКом» – ключевого игрока рынка Мурманска компанию «Поларком». Компания «Комстар – Регионы», входящая в МТС, продемонстрировала решимость идти по тому же пути, но в других регионах России (на рынке Северо-Запада она пока ничего не приобрела).

Перемены в общей ситуации явно чувствуют те, кто магистральных каналов не имеет, но умеет играть на местных рынках. Так, известный игрок рынка ШПД «Престиж-Интернет» (бренд «Энфорта») за последние шесть месяцев открыл филиалы в Мурманске, Череповце, Сыктывкаре, Пскове. А крупнейший петербургский оператор домашних сетей InterZet запустил в коммерческую эксплуатацию сети в Великом Новгороде и Череповце (по данным компании, именно в этих городах конкуренция в ШПД минимальна). Уровень конкуренции во многих городах меняется на глазах.

Важно, что развитие мобильных операторов и без универсальной составляющей явно меняет рынки регионов. Сделанная «большой тройкой» ставка на развитие мобильного интернета сама по себе повышает конкуренцию. При существующих ценах на фиксированный интернет и локальных проблемах с доступом в него для многих жителей регионов мобильный интернет станет не дополнением к фиксированному ШПД (как в большинстве случаев в Петербурге), а альтернативой. И отчеты мобильных операторов свидетельствуют в пользу такого сценария. Так, в МТС уже замечают, что нагрузка интернет-трафиком базовых станций в регионах значительно выше, чем в Петербурге, каждый модем используется в регионах активнее. А в «МегаФоне» рассказывают, что в областях почти 70% владельцев модемов мобильного интернета саму мобильность услуги не используют, то есть воспринимают его как аналог фиксированного доступа.     

Санкт-Петербург