Покатило

Рынок каско пошел в рост по двум причинам: оживление продаж новых автомобилей и увеличение средней премии по страховому полису

Фото: Владимир Басов

В первом квартале текущего года страховщики отмечают оживление на рынке каско. Рынок добровольного автострахования сильнее всего пострадал от кризиса, сократившись в 2009 году более чем на четверть. 2010-й он пережил фактически в состоянии стагнации: объем собранных премий вырос по России на 1,3%, а в Северо-Западном федеральном округе – всего на 0,8%.

Официальной статистики по итогам трех месяцев 2011-го пока нет, но, по ощущениям страховщиков, она окажется более позитивной, чем в минувшем году. «Сборы „РЕСО-Гарантии“ в Петербурге и Ленобласти по каско за первый квартал 2011 года выросли на 40% по сравнению с первым кварталом 2010-го. Но, в отличие от конкурентов, у нас не было спада продаж ни в 2009-м, ни в 2010 году, так что здесь просто ускорился рост», – рассказывает Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия», которая по итогам прошлого года обогнала «Росгосстрах» (РГС) и вырвалась на первое место по СЗФО в этом виде страхования. Как сообщили в РГС, компания также избежала падения в период кризиса и продолжает наращивать сбор премий, хотя и более медленными темпами (плюс 10% по сравнению с первым кварталом 2010 года). Занимающая третью строку в рейтинге лидеров каско «Ренессанс страхование» отчитывается о положительной динамике. «За первый квартал число договоров увеличилось на 36%. Докризисный уровень превышен – по сравнению с первым кварталом 2008 года рост сборов по автокаско по нашему Северо-Западному дивизиону составил 6,6%», – говорит директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Чигарев. Все три лидера наращивают портфели по добровольному страхованию автомобилей в два-три раза быстрее, чем в прошлом году.

Страховщики с меньшими портфелями каско (до 500 млн рублей) тоже рапортуют об успешном первом квартале. Как отметили в страховой группе «АСК», впервые за длительный период стала энергично повышаться премия по автокаско: ее объем вырос на 21,4%, а число заключенных договоров – на 28%. Об увеличении портфеля сообщают также «КИТ Финанс Страхование» и «РОСНО».

Позитивные изменения в статистике ряда компаний («АСК», «РОСНО»), безусловно, определены внутренними причинами – резким снижением автострахования в прошлые два года и низкой базой первого квартала 2010-го. Кроме того, продолжается процесс перехода клиентов от одних страховщиков к другим. Прирост портфелей половины компаний из ТОП-20 в СЗФО в прошлом году был обеспечен в том числе за счет этого процесса. По разным причинам отрицательную динамику сбора демонстрировали «СОГАЗ», «РОСНО», «Ингосстрах», «УралСиб», «ЭргоРусь», «Россия». По мнению экспертов, передел портфелей продолжится и в этом году.

Но отмеченный рост сегмента автострахования нельзя свести только к переделу портфелей и отыгрыванию кризисного падения. Есть основания говорить об оживлении рынка и ожидать по итогам года существенного роста объемов каско. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, в 2011 году Россию ждет повышение продаж автомобилей на 20-30%. Это выведет отечественный авторынок на показатель 2,2-2,25 млн продаваемых новых легковых машин, что, в свою очередь, подтянет вверх динамику автокредитования и автострахования. Впрочем, некоторые игроки рынка опасаются, что катастрофические события в Стране восходящего солнца негативно скажутся на ценах и продажах автомобилей японского производства. Если падение окажется существенным, прогнозы по рынку автострахования придется скорректировать в сторону понижения. Пока же его объемы увеличиваются, и в первую очередь – из-за восстановления спроса на машины. Вторая причина роста рынка каско – повышение средней премии, отмеченное в конце 2010-го – начале 2011 года.

Кредит как драйвер

По информации аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе-марте этого года в Петербурге продано 35,2 тыс. новых легковых машин, что на 69% (на 14,4 тыс. авто) больше, чем за первый квартал прошлого года. В 2010 году, напомним, рост продаж новых легковых машин составил 30%. Сказался как фактор отложенного спроса (с повышением доходов и стабилизацией экономики люди постепенно возвращаются к докризисному потреблению), так и рост кредитования.

Страхование кредитных авто до кризиса обеспечивало страховщикам весомую долю сбора премий – до 40%. И четырехкратное сокращение объемов данного сегмента кредитования в 2009 году стало для них драматичным. Сегодня значение этого канала продаж восстановлено: по оценке агентства «АВТОСТАТ», если в январе 2009 года в целом по стране в кредит продавалось менее 30% автомобилей, то к декабрю доля таких машин превысила 40%. «За первые три месяца 2011 года доля автомобилей, продаваемых в кредит, составила порядка 30%, на тот же период в 2010-м приходилось 28%. В Санкт-Петербурге доля кредитных продаж традиционно выше, чем в Москве. Так, за первый квартал 2011 года она достигла 35,5% (в Москве – 27%)», – подтверждает исполнительный директор «РОЛЬФ Финанс» Виталий Павловский. По данным компаний «РЕСО-Гарантия», «РГС», «Кит Финанс Страхование», в регионе доля банковского (кредитного) автострахования составляет около 30-35%. В Северо-Западной дирекции «РОСНО» назвали более высокую цифру – около 50%.

Хотя уровня 2008-го объемы кредитования еще не достигли, положительная тенденция сохраняется. К примеру, по итогам первого квартала 2011-го объем автокредитов в филиале ВТБ24 в Санкт-Петербурге увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на треть, в Газпромбанке – на 46%. «Рост связан с увеличением потребительской способности граждан, стабилизацией макроэкономической ситуации, снижением процентных ставок, а также с реализацией программы утилизации подержанного автотранспорта и программы автокредитования с государственным субсидированием», – считает начальник филиала Газпромбанка в Санкт-Петербурге Виктор Моторин.

Признавая большое значение госпрограммы льготного автокредитования, которая запущена в марте 2009 года и действительно помогла этому сегменту банковской деятельности выйти из кризиса (почти каждая десятая машина в 2010 году продана в рамках программы), кредитные организации расходятся в оценке ее сегодняшней роли. ВТБ24, занимающий второе место в СЗФО по объемам выдаваемых автокредитов, зафиксировал опережающий рост количества кредитов с господдержкой. «Доля кредитов, выданных по программе господдержки, в общем объеме автокредитов последнее время уверенно повышается. Если по итогам прошлого года она составляла 23%, то в первом квартале 2011-го достигла уже 26%», – констатирует управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге Михаил Иоффе.

Другие страховщики, напротив, отмечают уменьшение льготных кредитов в своих портфелях, объясняя это меняющейся структурой спроса. «Прежде всего госпрограмма субсидирования автокредитов направлена на поддержку отечественного автопрома, в то время как наибольшим спросом сейчас пользуется кредитование новых машин иностранных марок. Поэтому доля кредитов, выданных в рамках программы господдержки, незначительна», – поясняет начальник территориального управления сетью и продажами Северо-Западного региона Абсолют Банка Виталий Демидов. «По мере преодоления кризиса возросли запросы покупателей. Если в 2010 году в основном приобретались автомобили стоимостью 400-600 тыс., то теперь – 0,7-1,5 млн рублей», – подтверждает Моторин. По его словам, доля кредитов по госпрограмме в портфеле Газпромбанка к завершению прошлого года составляла порядка 20%, на конец первого квартала 2011-го – только 12%.

Главенствующую роль в развитии автокредитования играют совместные программы банков и производителей. «По итогам первого квартала 2011 года доля кредитов, выданных нашим филиалом в Санкт-Петербурге в рамках различных совместных программ с автопроизводителями, составила 53%. В прошлом году мы резко активизировали взаимодействие с автодилерами. На сегодня приобрести машину в кредит от ВТБ24 можно почти в 200 автосалонах города, при том что их общее количество в Петербурге – около 230», – рассказывает Иоффе. «Более двух третей выдаваемых Газпромбанком автокредитов в той или иной степени совместные, – продолжает Виктор Моторин. – Со многими производителями у нас существуют специальные программы с пониженными процентными ставками. Часть производителей предлагают дотационные кредитные программы, по которым компенсируют дилерам скидку, предоставляемую покупателям, тем самым снижая фактическую переплату заемщика за период пользования кредитом».

Премиальный рост

Другая причина расширения рынка автокаско – увеличение средней премии по сравнению с первым кварталом 2010 года. Впрочем, этот фактор дает гораздо более скромный прирост портфелей, чем активизация продаж машин, – всего 3-7%.

На рост средней стоимости полиса каско влияет ряд факторов. «Прежде всего, полис дорожает в результате повышения цен на автомобили, что связано с ежегодной общероссийской инфляцией. По оценке аудиторской компании Ernst&Young, в марте 2011 года средняя стоимость транспортного средства, купленного в России, составила 700 тыс. рублей. Сумма сама по себе немаленькая, и она больше показателя аналогичного периода прошлого года на 5%», – объясняет заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «РОСНО» Владислав Анисимов.

Помимо этого, большинство страховщиков с прошлого года проводят санацию портфелей автокаско таким образом, чтобы сместиться в сегмент страхования более дорогих и рентабельных средств передвижения. «Частично рост портфеля нашей компании связан с увеличением средней страховой премии на 5,8%, что, в свою очередь, связано не с повышением тарифа, а с усилением нашей позиции в премиальном сегменте и ростом страховой суммы», – рассказывает руководитель управления андеррайтинга по автострахованию Северо-Западного регионального центра компании «АльфаСтрахование» Николай Егоров. Поэтому страховщиков не может не радовать отмечаемый банкирами дрейф в автокредитовании от госпрограмм к совместным программам банков и производителей. По программам господдержки развитие идет в сегменте недорогих машин (до 600 тыс. рублей), в котором российский страховой рынок эффективно работать еще не научился. Этот сегмент отличается низкими тарифами и системной убыточностью и по определению менее привлекателен, чем страхование средних и дорогих автомобилей.

Наконец, начали расти тарифы добровольного автострахования, замершие в период кризиса. «Увеличение тарифов по каско мы наблюдаем с середины 2010 года. Большинство крупных страховщиков скорректировали тарифы в целях их соответствия необходимым нормативам убыточности, и эта тенденция, видимо, будет справедлива и в 2011 году», – размышляет Анисимов.

Среди крупных компаний, проводящих корректировку цен в сторону повышения, есть одно очевидное исключение. «„РЕСО-Гарантия“, проявляя лояльность к клиентам, не меняет страховые тарифы по каско в течение двух лет, в отличие от других страховых компаний, повысивших тарифы», – утверждает Дмитрий Большаков. Но эта компания, похоже, решила всерьез обосноваться на верхней строчке рейтинга автостраховщиков СЗФО и проводит стратегию наращивания портфеля.

Угоны и переплаты

В начале 2011 года тарифы по каско на отдельные модели машин превысили предел разумного – 20-25% их стоимости. «Анализируя убыточность по автопарку, страховые компании действительно выставляют заградительные тарифы по некоторым автомобилям, – соглашается главный андеррайтер страхования автотранспорта СГ „АСК“ Екатерина Грибанова. – К наиболее убыточным маркам относятся, по нашей статистике, Mazda 3, Subaru Impreza, Honda Accord, Lexus LS, полисы для которых выросли до психологически неприемлемого уровня».

Тарифы в интересном для страховщиков сегменте гораздо более умеренны – 6-10%. Их корректировка происходит в постоянном режиме, и не всегда в сторону повышения. «Мы сделали некоторые изменения в виде точечной настройки тарифов для отдельных марок и моделей, по которым средняя премия была недооценена, либо, наоборот, для некоторых сегментов водителей был пересмотрен коэффициент „возраст – стаж“. Для молодых водителей средняя премия несколько увеличилась в силу довольно высокого уровня убыточности, для водителей старше 36 лет, напротив, снизилась», – приводит пример избирательного подхода к повышению стоимости страховки директор департамента имущественного страхования и перестрахования «КИТ Финанс» Светлана Бородина. «Мы постоянно отслеживаем конъюнктуру рынка, а также рентабельность своего портфеля договоров, и корректируем тарифную политику. Для одних марок машин средняя стоимость договора каско увеличивается, для других – снижается», – подтверждает директор управления автострахования филиала компании «Росгосстрах» в Петербурге и Ленобласти Отари Стариков.

Тем не менее общий тренд повышения тарифов признают большинство участников рынка, считая этот процесс объективным. «По-прежнему тяжелая ситуация с угонами в Петербурге. По данным МВД, по итогам 2010 года в Северной столице рост числа угонов по сравнению с 2009-м составил 47%. Безусловно, все эти факторы также сказываются на тарифных ставках по каско», – замечает Владислав Анисимов. По расчетам компании «РЕСО-Гарантия», в городе угоняется каждый пятнадцатый BMW X6 и каждый девятнадцатый Lexus LS.

Кроме того, страховщики, как и прежде, объясняют свою ценовую политику ростом стоимости запасных частей и ремонта на СТО. Впрочем, не все настаивают на этой версии. «Я бы не сказала, что в этом году по сравнению с первым кварталом прошлого убыточность по ущербу как-то повысилась. В период кризиса поставщики, опасаясь валютных колебаний, закладывали возможные риски в цену запчастей, СТО взвинтили расценки. Сейчас ситуация нормализовалась и, к примеру, стоимость нормо-часа лишь ненамного выше, чем в первой половине 2008 года», – уточняет Грибанова.

О третьей составляющей высоких тарифов страховщики вспоминать не любят. В прошлом году с оживлением продаж новых автомобилей им опять пришлось вступить в конкуренцию за внимание дилеров. Размер агентского вознаграждения последних возрос на 30-35%. Более жесткая и согласованная позиция страховых компаний в отношении поощрения посредников, а также активное включение других каналов продаж (агентский, call-центр, интернет-страхование) позволили бы многим автостраховщикам удержаться в рамках безубыточности и притормозить повышение тарифов. 

Санкт-Петербург