Изменение масштабов

Георгий Дмитриев
23 мая 2011, 00:00

Ханнес Саарпуу: «Международные автобусные перевозчики проиграли битву авиакомпаниям, прежде всего дискаунтерам. Теперь у нас только короткие маршруты»

Фото: архив «Эксперта С-З»

Автобусные маршруты между государствами Балтии и Петербургом становятся все более популярными: ежегодный прирост пассажиров здесь превышает 20-25%. Накануне высокого турсезона многие перевозчики анонсируют увеличение количества рейсов и запуск на линии автобусов большей вместимости. Появляются в этом сегменте бизнеса и новые игроки. Председатель правления эстонской группы компаний Lux Express Ханнес Саарпуу рассказал «Эксперту С-З», почему он не боится конкуренции и как оценивает перспективы автобусных перевозок в Балтийском регионе.

– Ваша компания присутствует в Петербурге более 10 лет, ранее она была известна под брендом Eurolines. Что стало причиной смены бренда?

– Eurolines, по сути, был общеевропейским брендом, под которым, получив франшизу, осуществляли перевозки по странам Европы многие компании, в том числе наша. Когда мы меняли стратегию своего развития, посмотрели, приносит ли нам этот бренд дополнительную капитализацию, и поняли: не приносит. Поэтому мы решили, что легче создать новые бренды, Lux Express и Simple Express, и работать уже под ним, нежели улучшать имидж Eurolines. Кроме того, существовала определенная кооперация с другими перевозчиками, общие маршруты, а сейчас все подобные проекты закрыты – работаем самостоятельно.

– Прежде были длинные автобусные регулярные рейсы, а теперь перевозчики сконцентрировались на коротких магистральных перевозках. Длинные маршруты стали невыгодны?

– Действительно, еще в 2007 году, к примеру, половину нашего бизнеса составляли международные регулярные перевозки между Петербургом и странами Западной Европы, кроме того, осуществлялось несколько подобных рейсов из Таллина, в том числе в Лондон. Но когда начался спад объемов перевозок, мы сели, посчитали и решили: надо уходить из дальнемагистрального бизнеса, оставив его самолетам. Автобусные перевозчики проиграли битву авиакомпаниям, прежде всего дискаунтерам: ехать в Германию полтора дня по цене, сопоставимой со стоимостью авиабилета, готов не каждый. Теперь у нас только короткие маршруты, преимущественно не длиннее 500 км (это оптимальный показатель). В некоторых случаях мы это ограничение снимаем, к примеру маршрут из Таллина в Вильнюс – 610 км.

Коммерческие межгосударственные автобусные маршруты слабы там, где существует разветвленная железнодорожная инфраструктура. В Европе региональные автобусные маршруты занимают всего 0,5% рынка пассажироперевозок, основная часть приходится на железнодорожный транспорт. В Прибалтике железнодорожного сообщения между государствами нет, например из Таллина невозможно добраться на поезде до Риги. Поезда Таллин – Санкт-Петербург тоже не существует.

– Но железнодорожники всегда могут запустить рейсы по этим маршрутам…

– Не думаю, что это возможно в краткосрочном периоде. На данный момент масштабные транспортные проекты попросту экономически нецелесообразны. Основной пассажиропоток – это туристы. Запустив поезд, его операторы заранее обрекут себя на сезонность доходов. К тому же туристов, несмотря на общий прирост количества путешествий, все же мало. В странах Балтии города довольно далеко расположены друг от друга, и они малонаселенные. Внутри Прибалтики никогда не будет поезда, конкурентоспособного с автобусом, без государственных дотаций. Но в этих странах и без поездов есть что дотировать.

Поэтому стоит ожидать увеличения количества автобусных перевозчиков, а не появления поездов. Рынок растет. Раньше на нем мало кто работал, а сейчас многие начинают пробовать. Но я не считаю других перевозчиков своими прямыми конкурентами. Опыт на этом рынке, постоянные клиенты, высокий уровень обслуживания – эти составляющие позволяют Lux Express чувствовать себя спокойно.

Конкурентами автобусов выступают скорее легковые машины. Между Таллином и Ригой в 2007 году 95% путешествий совершено на личных автомобилях, остальное осталось автобусам. В 2011-м прогнозируется 80-85% трафика личными автомобилями, около 15% – автобусами. Надеемся, что к 2014 году автобусные перевозки вырастут до 20-25%. Но в странах Балтии стабильный, сформировавшийся рынок с ограниченным количеством клиентов. Что касается Петербурга, то здесь более высокие темпы роста.

– Какое из маршрутных направлений развивается быстрее?

– По выручке в 2010 году ожидаемо лидирует маршрут между Таллином и Петербургом – половина выручки по всей группе. Он же и наиболее рентабельный – свыше 10% в год. Маршрут Рига – Таллин, запущенный в 2008 году, в 2010-м вышел на третье место по объему перевезенных пассажиров. Самый быстрый рост перевозок – в Калининграде, который связан маршрутом с Таллином. Работаем и по мелким направлениям, но в общем объеме перевозок они роли не играют. Самый низкорентабельный рейс – из Таллина в Вильнюс, но он недавно открыт и мы в него планово инвестируем средства. В 2011 году планируем получить общий показатель рентабельности 8-10% против 3-5% в 2010-м.

– Инвестиции в автопарк – одна из основных статей ваших расходов?

– За последние три года на обновление автобусного парка компания потратила более 10 млн евро. Буквально на днях закупили на заводе Lahden Autokori в Финляндии три машины повышенной вместительности. Принято стратегическое решение полностью перейти на марку Scania: нас устраивают параметры партнерства с этим скандинавским производителем. Думаю, в 2012 году этот процесс завершится. Причем если на протяжении двух с половиной лет мы инвестировали только в развитие автопарка в балтийских компаниях нашей группы, то в этом году запланированы масштабные вложения в модернизацию автопарка нашей дочерней компании в Петербурге – «Евролайнс».       

Санкт-Петербург