Контролируемая независимость

Общество
Москва, 06.06.2011
«Эксперт Северо-Запад» №22 (518)
По мере введения новых образовательных стандартов становится очевидно: обещанной автономии школы, скорее всего, не получат

Фото: архив «Эксперта С-З»

В школе опять беспокойно. Забастовали московские учителя, в ближайшем будущем к ним могут присоединиться коллеги из других регионов. Казалось, вопросы, которые поднимались в прошлом году и привлекли внимание первых лиц государства, на время потеряли актуальность. Закон «Об образовании» – на доработке до августа, Федеральный государственный стандарт (ФГОС) для старшей школы также дорабатывается, причем все больше чиновников высказываются в пользу третьего варианта, разработанного Российской академией образования (который в целом учитывает всю критику, что обрушилась на первый и второй варианты стандарта).

Проблема в другом. Образовательные реформы последних лет – это не только ФГОС для старшей школы. В 2010 году приняты и уже воплощаются в жизнь ФГОС для начальной и основной школ, плюс появился Закон о государственных учреждениях, предписывающий школам либо становиться автономными, либо оставаться бюджетными. По мере воплощения этих новых законов директора и учителя сталкиваются с тем, что красивые преамбулы (задача школы – сформировать набор навыков, компетенций, школе дается большая самостоятельность в выборе путей формирования этих навыков) наполняются иным смыслом. Автономия школ оказывается четко контролируемой.

Предписано, но по возможности

«Я, безусловно, положительно отношусь к изменениям в начальном образовании, – говорит директор петербургской начальной школы №300 Юлия Ильина. – Потому что новые постановления дают возможность на базе нашей школы открыть структурное подразделение дополнительного образования». Речь идет о кружках, клубах, секциях, где дети занимаются рисованием, музыкой и т.д. На самом деле в школе №300 все это есть и сегодня благодаря контрактам с домами творчества юных – они организуют свои кружки (что важно, бесплатные) на ее территории. «Но мы уже три года пытаемся добиться, чтобы эта часть деятельности относилась к школе, ведь большинство педагогов наши, помещения наши, дети наши. Мы давно хотим, чтобы имя нашей школы звучало и в связи с дополнительным образованием», – объясняет повышенное внимание к этому вопросу Ильина. Надо отметить, что дополнительные кружки, наличие которых активно отстаивает директор, важны и для основной образовательной деятельности школы. Представители известных петербургских школ традиционно выделяют начальные учебные заведения, где вопросам сочетания основного и дополнительного образования уделяется повышенное внимание.

Подобная практика теоретически должна была распространиться на все начальные школы. В новом ФГОС для начальной школы, по которому будут учиться с 1 сентября 2011 года, дополнительное образование обозначено как важная составляющая образовательного процесса, а в рекомендованных планах по организации учебного процесса прописано соотношение 20 часов в неделю образовательной деятельности и 10 часов дополнительного образования. Но в феврале 2011 года Минобразования внесло правки во ФГОС для начальной школы, которые в значительной степени нивелировали все рассуждения о важности дополнительного образования. В том плане, что государство денег на эти 10 часов в неделю (заметим, из 30 часов в неделю в целом) решило не выделять, если школа сможет использовать «возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта» или проводить кружки самостоятельно (на платной основе).

Уточнения, отменяющие правила

Параллельно скорректированы и некоторые другие составляющие образовательного процесса в начальной школе. Так, в рамках переаттестации учителей стало известно, что рекомендованных учебников, точнее учебно-методических комплектов (набора учебников для преподавания в младших классах), по которым проводилась переаттестация, всего четыре, хотя к настоящему моменту в России активно используются девять. Одновременно были представлены примерные программы начального образования, где расписано, сколько часов следует уделять в неделю тому или иному предмету, а во ФГОС для начальной школы появилось уточнение, что «основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования». То есть расширение автономии начальной школы произошло только в той части, которую она сможет (или не сможет) организовать сама. Что же касается традиционной школьной деятельности, то здесь с учетом ограничения круга учебников, которыми рекомендовано пользоваться в школе, самостоятельность скорее уменьшилась.

Оговорки относительно примерных образовательных программ беспокоят уже и представителей средней школы. В марте 2011 года на сайте Минобразования появилась Примерная основная образовательная программа для основной школы (то есть с пятого по девятый класс). Ее содержание вызывает вопросы. «В принятом Федеральном государственном стандарте основной школы четко прописано: обязательная часть образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (то есть школой), – 30%. Но предложенные варианты учебного плана фактически игнорируют это положение, оставляя школе куда меньше», – замечает директор школы №610 «Классическая гимназия» Сергей Бурячко. В третьем разделе Примерной программы приведены четыре варианта учебного плана основного общего образования. Внимательное изучение первого из них и несложные арифметические вычисления позволяют сделать вывод, что обязательная часть составляет 87,5% общего объема основной образовательной программы, а часть, «формируемая участниками образовательного процесса», – 12,5%. Остальные три варианта в этом смысле еще хуже, констатирует Бурячко. С учетом истории младшей школы можно опасаться и того, что большая самостоятельность в реальности обернется меньшей.

Мажет, как копоть

Еще более сложная, спорная ситуация выстраивается вокруг финансовой автономии школ. По Закону о совершенствовании правового положения государственных учреждений, школы должны выбирать, какими им быть – автономными или бюджетными – в ведении своей хозяйственной деятельности. Выбирающие статус автономных сталкиваются с тем, что на практике финансовая автономия оказывается совсем не такой, как представлялась ранее. «В то, что сэкономленные деньги останутся у школы, не верьте. Нам прямо сказали: на „коммуналку“ получите по факту. Экономили на электроэнергии – на эту величину получите меньше», – поделилась с коллегами на интернет-форуме учителей директор сельской школы Татьяна Хударова.

Но эти противоречия – еще полбеды. Автономность преподносит и другие сюрпризы, ставящие в неловкое положение не только директора, но и чиновников, которые этим директором руководят. «Посмотрел мельком анализ финансово-хозяйственной деятельности своей школы за 2010 год, – рассказывает на том же форуме директор региональной школы Юрий Куликов. – Средняя зарплата моих учителей там обозначена в размере 17 тыс. 900 рублей. Я, естественно, добился более или менее реальных чисел, примерно 12 тыс. рублей с президентской надбавкой за классное руководство, со 118 рублями за подписку и прочим. Вопрос на эрудицию: каким образом в отчетах средняя годовая зарплата учителей моей школы за прошлый год повысилась с 12 до 18 тыс. рублей?»

Данный вопрос, возможно, могли бы задать многие директора (если бы имели на руках аналогичные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности своей школы), поскольку уже не первый год размер средней заработной платы педагогов, проговариваемый представителями Министерства по образованию и местных профильных комитетов, оказываются выше реальных. Так, в 2010 году директор Центра универсальных программ Наталия Типенко заявила, что в Петербурге средняя зарплата – около 28 тыс. рублей в месяц, а 10% самых высокооплачиваемых учителей получают 35 тыс. «Эксперт Северо-Запад» в порядке эксперимента опросил учителей трех наиболее известных петербургских школ и выяснил: учитель высшей категории со стажем свыше 20 лет, работающий на две ставки, получает порядка 20 тыс. рублей в месяц (с учетом классного руководства и прочих надбавок). И только если педагог воспитывает победителей международных олимпиад, является кандидатом наук и имеет звание заслуженного учителя России, его зарплата может дотянуть до 25 тыс. рублей. Но ведь очевидно, что в городе подавляющее большинство учителей – не кандидаты, не заслуженные учителя и не у всех стаж более 20 лет.

Директор автономной школы мало того что экономит не для школы, а для государства (возможно, что и зарабатывает не столько для школы, сколько для государства), но еще и оказывается причастен к чиновничьим играм по повышению «нужных» показателей. Такое взаимодействие называется не автономия, а скорее круговая порука. Впрочем, в Петербурге школ со статусом автономных учреждений нет. Ключевую роль в этом сыграла прокуратура, обнаружившая, что закон об автономных учреждениях подводит школу подобного формата под закон о госзакупках: она обязана участвовать в тендере на право оказания образовательных услуг, который должна проводить администрация.

В этой связи важен последний штрих в сфере взаимодействия школы и администрации: директор школы может быть уволен в любой момент без объяснения причин. Раньше данный момент находился на периферии общественного внимания, теперь (в силу частого использования) – в центре. Минувший год показал, что ни массовые обращения родителей, ни пикеты, ни депутатские запросы не могут повлиять на эту ситуацию: если районные отделы народного образования решат уволить какого-нибудь директора, они это сделают. В стране нет реально действующего профсоюза учителей или какой-либо другой организации, защищающей их интересы, и «в ручном режиме» можно продавить преобразования, прямо противоположные заявляемым. 

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (518) 6 июня 2011
    Реформа медицины
    Содержание:
    Виртуальная концепция

    В России нет концепции развития системы здравоохранения. Однако законы, продвигаемые правительством, свидетельствуют о целенаправленном дрейфе государственной медицины в сторону платных услуг

    Реклама