Стартуют сами

Международный бизнес
Москва, 06.06.2011
«Эксперт Северо-Запад» №22 (518)

Фото: архив «Эксперта С-З»

Премьер Литвы Aндрюс Кубилюс провел первое совещание специальной комиссии, ответственной за возведение в Клайпедском порту терминала для сжиженного газа. Стоимость проекта оценивается примерно в 200 млн евро. Реагируя на критику президента Дали Грибаускайте, упрекающей правительство за медлительность, премьер пообещал уже в начале июня утвердить график строительных работ. При этом он подчеркнул, что начнутся они независимо от наличия внешнего инвестора – на деньги государства (средства дирекции порта, предприятия Klaipedos nafta, бюджетные и муниципальные). Вопрос же о привлечении частного инвестора будет рассматриваться в ходе реализации проекта. Допустимый размер этой доли – до 20%.

Кубилюс ушел от прямого ответа о возможности передачи проекта владельцу Achemos grupe Бронисловасу Лубису. А министр энергетики Арвидас Сякмокас заверил, что инвестор будет определяться на основе закона об общественных покупках, то есть с соблюдением принципа конкуренции и с обязательным участием нескольких претендентов. При этом кроме США были упомянуты Норвегия и Катар. Мощность будущего терминала составит 2-3 млрд кубометров газа в год. Учитывая, что Литва в год потребляет около 3 млрд кубометров газа, терминал позволит стране полностью избавиться от зависимости от «Газпрома», считает Сякмокас.

Как о деле решенном говорилось на совещании о месте строительства. Ранее сообщалось о решении создать плавающий вариант терминала. Это будет корабль-хранилище с оборудованием, который расположится у берега в южной части порта близ острова Kiaules Nugara («Свиной хребет») в Куршском заливе. Терминалу предстоит работать по той же схеме, что нефтетерминал в Бутинге. Но чтобы новый терминал действовал успешно, необходимо завершить прокладку газопровода Клайпеда – Юрбаркас, забуксовавшую из-за отсутствия финансирования.

Разговоры о необходимости строительства терминала для сжиженного газа в республике идут много лет, но реальное движение началось летом 2010 года, когда было принято правительственное постановление о назначении оператором проекта Klaipedos nafta. Политический импульс этой теме придал отказ «Газпрома» с 1 января 2011 года снижать цену на газ, при том что для Латвии и Эстонии она уменьшилась на 15%. Следует отметить, что вопреки рекомендациям Брюсселя страны Балтии не нашли общего языка для строительства общими усилиями одного крупного терминала в расчете на все три республики. В частности, о намерениях возвести крупный терминал заявила Рига, однако Вильнюс это решение критикует, утверждая, что терминал, оператором которого может стать предприятие Itera Latvija, – на самом деле российский проект для создания базы «Газпрома». Эстонский премьер Андрис Ансип также активно выступает за общий проект, но особая позиция Латвии нарушила эти планы.

Литва же склонилась к решению построить терминал в Клайпедском порту, исходя, по крайней мере на первом этапе, из собственных потребностей. И об этом премьер Кубилюс сообщил в феврале на встрече с балтийскими коллегами в Таллине. На пресс-конференции он пояснил, что Литва будет строить самостоятельно, а вопрос об акционерном участии соседей будет рассматриваться позже.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (518) 6 июня 2011
    Реформа медицины
    Содержание:
    Виртуальная концепция

    В России нет концепции развития системы здравоохранения. Однако законы, продвигаемые правительством, свидетельствуют о целенаправленном дрейфе государственной медицины в сторону платных услуг

    Реклама