«Вы и убили-с!»

Пятый угол
Москва, 06.06.2011
«Эксперт Северо-Запад» №22 (518)
Немногочисленные позитивные примеры самоорганизации граждан, попав в сферу внимания политиков, рискуют не выдержать испытания медными трубами

Немногочисленные позитивные примеры самоорганизации граждан, попав в сферу внимания политиков, рискуют не выдержать испытания медными трубами

Председатель правительства РФ Владимир Путин 23 мая посетил Псков. В программе визита значилась встреча с представителями местных общественных организаций. В числе приглашенных оказались и члены сообщества автомобилистов «Убитые дороги Пскова», возникшего в 2008 году на базе одноименной группы социальной сети «ВКонтакте».

Повод объединиться у псковских автовладельцев был: состояние городских улиц, практически не ремонтировавшихся на протяжении нескольких лет (не в последнюю очередь это объяснялось острым противостоянием между региональными властями и администрацией областного центра), мягко говоря, оставляло желать лучшего. При этом партийный проект «Дороги „Единой России“», реализовывавшийся в 2007 году, вызвал у псковичей сильнейшее раздражение: качество и масштаб работ явно не соответствовали ни потраченным средствам, ни мощному пиар-сопровождению.

Примеров для подражания у членов «Убитых дорог Пскова» было более чем достаточно: с конца 2008 года акции протеста автовладельцев шли по всей России, достигнув наибольшего размаха на Дальнем Востоке. Некоторые политологи даже предсказывали, что именно хозяева недорогих иномарок, для которых машина – не роскошь, а инструмент для заработка и главный актив, способны стать новым «революционным средним классом», которому предстоит сыграть одну из главных ролей в развитии политической ситуации в стране.

Псковская группа «ВКонтакте» быстро набрала популярность, и ее члены от дискуссий в интернете перешли к действиям в оффлайне – митингам-автопробегам и флэшмобам. Не будучи официально оформленной общественной организацией, они не считали нужным уведомлять о своих планах местные власти.

Впрочем, команда губернатора Андрея Турчака, возглавившего Псковскую область в начале 2009 года, сразу попыталась найти с автомобилистами общий язык: не кошмаря их за несанкционированные акции, они приглашали интернет-активистов на круглые столы, посвященные дорожному вопросу. Наметившееся было противостояние между властью и «Убитыми дорогами» сошло на нет. Тем не менее представители группы старались по возможности дистанцироваться от любых партий и политиков.

Однако к началу 2011 года, когда сообщество автомобилистов «Убитые дороги» окрепло, сплотившись в уличных акциях, став узнаваемым брендом, ситуация изменилась. Тем более что на горизонте замаячили очередные выборы в региональный парламент: псковские депутаты на полгода сократили срок своих полномочий ради совмещения выборов очередного созыва Областного собрания с выборами в Госдуму РФ, назначенными на декабрь. В результате в мае 2011 года представителей «Убитых дорог Пскова» пригласили на встречу с Путиным.

Лидер «Убитых дорог» Александр Васильев рассказал премьеру об истории группы и поведал о ближайших планах активистов: создать интернет-сайт, на котором силами добровольцев аккумулировалась бы информация о состоянии псковских дорог до, после и во время ремонта. Пользуясь случаем, Васильев поинтересовался, может ли возглавляемое им объединение, возникшее вокруг странички в социальной сети и не имеющее официального статуса, стать полноправным членом Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Премьер инициативу одобрил, пообещал неформалам членство в ОНФ и во всеуслышание заявил: «Мне представляется важным, чтобы вы и в Региональное собрание своих людей продвинули. Потому что средства-то к расходованию планируются именно на этом уровне и нужно, чтобы ваши люди не только по дорогам ездили и информацию в интернет сливали, но и имели возможность прямо на уровне Регионального законодательного собрания следить, сколько и на что выделяется денег».

После такого аванса из уст самого Владимира Владимировича многие в регионе сочли, что присутствие фракции «Убитых дорог Пскова» в новом созыве регионального парламента – дело практически решенное. Шутки шутками, но по крайней мере шансы Александра Васильева получить проходное место в списке единороссов вполне реалистичны. Молодой интернет-активист уже стал предметом споров между политическими силами. Лидер депутатской группы ЛДПР в Псковском областном собрании Василий Бобалев, помощником которого, как выяснилось, является Васильев, поспешил заверить, что лидер «Убитых дорог» – член Либерально-демократической партии и совсем недавно ездил на партийную учебу. Впрочем, тот незамедлительно отреагировал: «Если меня и „вступили“ в ЛДПР, считайте, что я из нее официально вышел».

Он настаивает: «Сообщество „Убитые дороги Пскова“ никогда не было и не будет партийным, несмотря на то что среди 3 тыс. его участников, наверное, есть члены каких-нибудь политических партий». По его мнению, «Народный фронт – это надпартийный проект и реальный шанс многих неполитизированных общественных групп для развития их деятельности и пользы для области». Между тем ни относительно партийной принадлежности проекта ОНФ, ни по поводу возможности общественных организаций сохранить, вступив в него, самостоятельность у большинства активистов интернет-сообщества особых иллюзий не возникает. На странице группы «ВКонтакте» периодически вспыхивают дискуссии относительно того, уместно ли поведение лидера сообщества. Кто-то в знак протеста уже покинул «Убитые дороги», кто-то, напротив, из принципа остается, чтобы «тыкать острой палкой» Васильева.

Численность сообщества не снижается – на место выбывших членов тут же приходят новые, воодушевленные вниманием к псковским автомобилистам со стороны Владимира Путина и мечтающие, что группа в социальной сети станет для них социальным лифтом. Однако очевидно, что как независимое общественное движение, возникшее снизу и способное добиваться от властей ответа на вопрос: «Я плачу налоги – где дороги?!», сообщество теперь вряд ли может рассматриваться. А это заставляет многих в регионе с грустью констатировать: «„Убитые дороги Пскова“ убиты».

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (518) 6 июня 2011
    Реформа медицины
    Содержание:
    Виртуальная концепция

    В России нет концепции развития системы здравоохранения. Однако законы, продвигаемые правительством, свидетельствуют о целенаправленном дрейфе государственной медицины в сторону платных услуг

    Реклама