Принцип привлечения

Сергей Перников
13 июня 2011, 00:00

В регионах Северо-Запада необходимо создавать условия для активного участия бизнеса в реализации инфраструктурных проектов

Многие регионы России столкнулись с проблемой поиска новых путей и механизмов привлечения инвестиций в развитие инфраструктурных комплексов. Успех того или иного региона в сфере привлечения инвестиций стал зависеть не только от объективных факторов – объема потребительского рынка и доступности сырьевых ресурсов, но и от создаваемого органами исполнительной власти субъекта РФ инвестиционного климата.

Создание условий

Анализ инвестиционного климата субъектов РФ позволяет выявить ряд проблем, которые в наибольшей степени сдерживают приток инвестиций в развитие их инфраструктуры. Ограничивают приход инвестиций в регион как непосредственно инфраструктурные факторы, так и факторы, связанные с деятельностью органов власти. Кроме того, особо следует отметить, что в ряде регионов в посткризисный период возникли сложности из-за сокращения доходов местного бюджета, что особенно актуализирует проблему поиска и использования финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности. Во многом это связано также с тем, что бизнес, даже готовый к осуществлению инвестиций, ожидает от органов власти не только таких распространенных мер поддержки, как, например, предоставление льгот по налогу на прибыль, но и других гарантий.

Однако недостаточный уровень развития отдельных отраслевых инфраструктурных комплексов может рассматриваться и как фактор, способствующий привлечению инвестиций в соответствующую отрасль. При создании властями определенных условий это даст инвестору возможность выбора параметров инвестиционного проекта. Кроме того, отрасли, в которых инфраструктурные комплексы требуют модернизации и дополнительного развития, представляют собой определенные свободные рынки с конкурентными отношениями, что также способствует привлечению бизнеса.

В этой связи в регионах создаются соответствующие условия для повышения интереса бизнеса к реализации инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры. Особую роль здесь играют финансовые механизмы повышения инвестиционной привлекательности, когда наряду с традиционными, такими как предоставление налоговых льгот и субсидирование процентной ставки по кредитам, широкое распространение получают государственно-частное партнерство (ГЧП) и участие финансовых институтов в реализации крупных инвестиционных проектов.

Если рассматривать более подробно содержание некоторых формирующихся в посткризисный период механизмов повышения инвестиционной привлекательности, используемых для развития инфраструктурных комплексов, то особо актуальным представляется развитие на региональном уровне механизмов ГЧП. Анализ практики разработки и принятия законопроектов о ГЧП в регионах показывает, что подобные акты приняты в Вологодской, Томской, Ивановской, Кировской, Кемеровской, Омской, Ростовской и Нижегородской областях, а также в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и ряде других субъектов РФ. В некоторых регионах уже успешно реализуются проекты с использованием механизма ГЧП. Это способствует более динамичному развитию территорий и более эффективному использованию средств регионального и муниципальных бюджетов и в то же время создает дополнительные условия для привлечения бизнеса к осуществлению инвестиций в инфраструктурные проекты.

Удобное ГЧП

В Псковской области также ведется работа по развитию института ГЧП – соответствующая нормативно-правовая база находится в стадии разработки и утверждения. Важность этой работы обусловлена необходимостью привлечения для реализации проектов по модернизации инфраструктуры, с одной стороны, средств частных инвесторов, с другой – средств федеральных институтов. Для этого администрацией региона разработан проект закона «О государственно-частном партнерстве в Псковской области», который определяет цели, задачи и принципы участия основных субъектов (органы власти, юридические лица, индивидуальные предприниматели) в ГЧП, закрепляет полномочия и формы участия области в проектах, определяет гарантии прав партнеров при заключении и исполнении соглашений.

Если рассматривать конкретные направления развития проектов ГЧП, то в Псковской области реализуются, к примеру, инфраструктурные проекты в сферах транспортной логистики и водоснабжения, в топливно-энергетическом комплексе. Возможность развития транспортно-логистической инфраструктуры на территории области обусловлена не только наличием объективных условий, но и политикой федеральных органов власти, направленной на перенос таможенного оформления в приграничные регионы. В этой связи в области вдоль границы с Евросоюзом на основных пунктах пропуска формируется таможенно-логистическая инфраструктура. На основных многосторонних автомобильных пунктах пропуска реализуются пять проектов по строительству транспортно-логистических терминалов с общим объемом инвестиций более 1,6 млрд рублей. Следующим шагом станет развитие товарной логистики.

Не менее важное инфраструктурное направление – реализация программы развития системы теплоснабжения и перевод части котельных (более 200) на местные виды топлива – торф, щепу и дрова. В 2010 году реализованы первые пилотные проекты в этой сфере, в 2011-м планируется реализовать программу уже в шести районах области. При этом руководство региона делает акцент на создании кластера, в который будут включены не только добыча и использование местных видов топлива, но и производство оборудования, сервис, система хранения и транспортировки. Чтобы заинтересовать инвесторов, разработан следующий механизм участия бизнеса: общим управлением проектом будет заниматься управляющая компания, созданная областью в сфере ЖКХ, для реализации проектов в отдельных районах (в одном или в группе) планируется создавать дочерние предприятия, в которые может входить частный бизнес, инвестирующий в систему теплоснабжения.

Следует отметить, что при реализации проектов в сфере дерево- и торфопереработки одно из основных условий предоставления сырьевых ресурсов – участие в программе развития системы теплоснабжения. В настоящее время на территории области начинается реализация нескольких проектов по данному направлению с общим объемом инвестиций около 1,5 млрд рублей.

Еще одно условие привлечения инвесторов к реализации инфраструктурных проектов – безусловно, предоставление гарантий возврата вложенных ими средств. При этом реализация подобных проектов в топливно-энергетическом комплексе, в сфере ЖКХ может быть основана на включении инвестиционной составляющей в соответствующий тариф. Так, в январе 2011 года администрацией Псковской области и Европейским банком реконструкции и развития подписано соглашение о выделении кредита на реконструкцию водоканала Пскова. Объем инвестиций в данный проект превысит 1 млрд рублей, при этом возврат средств предполагается осуществить за счет тарифной составляющей. Еще один инфраструктурный сектор, в котором основным источником возврата средств станет тариф, – обращение с отходами. Начинается реализация крупного проекта, в соответствии с которым частный инвестор должен построить два полигона для твердых бытовых отходов вблизи основных областных центров – Пскова и Великих Лук. Кроме того, в среднесрочной перспективе предполагается возвести несколько мусороперерабатывающих заводов.

Таким образом, использование механизма ГЧП в сфере инфраструктуры оказывается результативным как с точки зрения органов управления, заинтересованных в развитии инфраструктурных комплексов, так и с позиций инвесторов, которые получают необходимые гарантии возврата и окупаемости вложенных средств.

Псков