Сам не плошай

Дмитрий Глумсков
13 июня 2011, 00:00

Экспортерам не нужно ждать милости от государства. Успешный экспортный бизнес зависит прежде всего от четкого исполнения контрактов, продуманной стратегии продвижения и адекватных финансовых инструментов

Иллюстрация: Владимир Басов

Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Как и за рубежом, для реализации финансовых мер поддержки экспорта в России созданы специализированные государственные институты – корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) и Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), в качестве агента правительства РФ ответственный за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции. Ресурсная база этих организаций формируется в основном за счет средств федерального бюджета.

В госбюджете на 2008-2010 годы было предусмотрено ежегодное выделение 2 млрд долларов на гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции и 3 млрд рублей – на субсидирование части процентных ставок. Кроме того, специальными постановлениями правительства выделялись дополнительные средства. В целом эти меры чрезвычайно важны. Они способствуют диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, приближают институциональную организацию внешнеторговой деятельности к международным стандартам и характеризуются высокими показателями ожидаемой эффективности.

Однако на всех экспортеров выделяемых средств, как правило, не хватает. Участники круглого стола «Экспортная ориентированность петербургской промышленности. Государственная поддержка экспорта – проблемы и новые возможности», организованного журналом «Эксперт Северо-Запад» и Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Санкт-Петербурга, разошлись во мнениях о том, насколько масштабной должна быть помощь государства в обеспечении экспортных поставок.

Смена тезисов

В бюджете Петербурга на 2011 год на Программу поддержки экспортоориентированных предприятий предусмотрено порядка 230 млн рублей, но председатель КЭРППиТ Евгений Елин сомневается в том, что эти деньги могут быть освоены. «Мы из года в год закладываем в рамках этой программы серьезные средства, но не могу сказать, что спрос на них ажиотажный. Господдержка может быть оказана в разных направлениях: субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым при экспортных поставках, оплата выставочной деятельности, продвижение брендов, сертификация продукции. Но я не уверен, что в текущем году мы найдем достаточное количество экспортеров, кому сможем эти средства предоставить», – объясняет он.

«Лет пять назад основные тезисы, которые обсуждались при подобного рода дискуссиях, были следующие. Первый: государство, дай дешевые деньги – мы неконкурентоспособны, потому что ставка по кредитам внутри России намного выше, чем в других странах. Второй: мы не в состоянии участвовать во внешнеторговых сделках, нет возможности получить тендерные гарантии, гарантии возврата авансов, обеспечить прочие финансовые условия, – вспоминает Елин. – Очевидно, время прошло, наши компании серьезно продвинулись вперед – настолько, что перестали рассчитывать на прямую поддержку государства».

Сами экспортеры в качестве причин, не позволяющих им воспользоваться бюджетной поддержкой, называют прежде всего чрезмерный уровень бюрократии при рассмотрении представленных для получения преференций проектов. И предпочитают говорить о других – не финансовых, а политических способах государственной поддержки.

«Что такое экспорт? Это движение товара за границу. Исходя из этого определения, необходимо обеспечить как минимум два действия. Произвести товар, который может быть интересен зарубежным покупателям, и решить вопрос с логистикой. На мой взгляд, один из ключевых параметров – готовность поставлять продукцию на экспорт. И мы совершенно не используем потенциал внутреннего рынка, с тем чтобы более качественно выходить на рынки внешние. Изначально товар должен быть представлен внутри России, чтобы его всем можно было показать. Не на схемах и чертежах, а в практическом исполнении», – полагает генеральный директор завода «Звезда» Павел Плавник. Еще один необходимый, по его мнению, параметр – создание совместных предприятий. «Мы должны встраиваться в мировую экономику, выходить на глобальные рынки и, безусловно, коммутировать с крупнейшими западными поставщиками, производителями, разработчиками. Создание таких совместных предприятий должно быть в интересах наших производителей, экономики. Если удастся это сделать, то и потенциал экспортный, безусловно, будет возрастать», – убежден Плавник.

Если государство окажет поддержку, предоставив гарантию по обязательствам экспортоориентированного бизнеса, петербургские компании смогут повысить свою конкурентоспособность и открыть для себя новые рынки, отмечает коммерческий директор «Северной верфи» Илья Александров.

Металлургический завод «Петросталь», входящий в группу компаний «Кировский завод», – один из самых опытных петербургских экспортеров: в 2008-2009 годах он признавался лучшим экспортером города. Многие аналитики считают, что именно внешняя торговля «Петростали» внесла наибольший вклад в рост петербургского индекса промышленного производства в начале 2011 года. «Петросталь» значительную часть своей продукции – сортовой прокат – экспортирует, причем эта доля в кризисные годы существенно выросла (до 45-50%). Кстати, переориентация на экспорт была одной из важнейших антикризисных мер завода.

«„Петросталь“ – предприятие так называемой малой металлургии с годовым объемом порядка 220 тыс. тонн проката. Занимает уникальную и достаточно стабильную нишу между крупным производителем и розничным металлоторговцем. В этом качестве претендовать на целевую финансовую господдержку было бы иллюзорно, хотя мы бы не отказались», – поделился генеральный директор «Петростали» Игорь Корытько. «У завода серьезные планы по модернизации производства и оборудования. По сути, речь идет о строительстве нового сталеплавильного производства вместо существующего мартеновского, – рассказывает он. – И в качестве экспортоориентированного предприятия мы хотели бы получить помощь в реализации этого проекта. Хотя бы в форме облегчения доступа к импортному оборудованию, необходимому для выпуска экспортной продукции, по мировым ценам либо посредством устранения импортных тарифов или использования системы возмещения импортных пошлин. К сожалению, подобную помощь, насколько мне известно, получают далеко не все производители даже высокотехнологичной экспортной продукции».

«Важно, чтобы компании, которые выходят на зарубежные рынки, ощущали политическую поддержку своей деятельности», – замечает заместитель генерального директора по внешним связям компании «Полисан» Анатолий Солоусов. При этом он подчеркивает, что бизнесу следует рассчитывать прежде всего на свои силы: «Это самый надежный и правильный подход, потому что если компания начинает говорить: нам нужно одно, второе, третье, то это плохо – значит, ей нужно что-то менять в своей стратегии». «Что касается государственной поддержки бизнеса в нашем узком сегменте, то хотелось бы получить нормальное законодательство в части медицины, здравоохранения и фармации, соответствующее международным нормам», – конкретизирует Солоусов.

Найти ответы

Директор бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский напоминает о необходимости более четкой артикуляции проектов по программе приграничного сотрудничества, а также о мероприятиях по улучшению репутационного имиджа российских компаний за рубежом. Оценить в абсолютных цифрах подобные предложения сложно, однако он уверен, что эти меры позволят выйти на экспорт прежде всего компаниям малого и среднего бизнеса, причем даже в период стартапа. «Какую продукцию легче всего экспортировать? Ответ очевиден – технологии. Инновационный рынок в России еще мал, спрос небольшой, поэтому интернационализация наших технологий – очень хороший путь», – рассуждает Рождественский.

«У Санкт-Петербурга есть замечательный в моем понимании элемент, способствующий экспортному потенциалу, – это сам по себе город, в который готовы приезжать огромное количество людей со всего мира. Поэтому необходимо выстраивать программу сотрудничества петербургского бизнеса с другими странами, донося все основные идеи до максимального количества участников», – дополняет главный исполнительный директор компании «Электрон» Александр Элинсон.

Компания «Электрон», производящая медицинскую технику, в том числе томографы, экспортирует свою продукцию более десяти лет. «Для первой экспортной поставки мы выбрали очень сложную страну – Германию, где очень высоки технические требования к импортному оборудованию. Соответственно благодаря первым экспортным поставкам мы быстро поняли, как должна выглядеть медицинская техника, какие требования к ней предъявляются в Европе. К 2003 году выстроили на предприятии систему качества, которая полностью отвечала немецким стандартам и соответствовала всем запросам иностранных партнеров. В вопросах экспорта очень важна идеология производства и продаж продукции. Можно придумывать разные маркетинговые шаги, просить о государственной помощи, искать финансирование, но если продукт не соответствует принятым в других странах стандартам, все прочие шаги совершенно не нужны», – утверждает Элинсон. «Но количество компаний, которые понимают, как нужно разрабатывать продукцию, чтобы она была востребована на мировом рынке, очень небольшое», – сетует он.

«Работать на экспорт действительно очень трудно, и прежде всего из-за проблем с российской таможней из-за недостаточно отлаженной схемы прохождения грузов, влекущей задержки, из-за не отвечающего сегодняшним реалиям российского таможенного и налогового законодательства. Кроме того, современный процесс разработки и производства новых высокотехнологичных продуктов интернационален и проблемы с таможней, валютным контролем и другие бюрократические сложности делают менее конкурентоспособными российские производственные, исследовательские и сборочные площадки, и приходится выносить их за рубеж», – говорит генеральный директор компании «Транзас Технологии» Дмитрий Семенов. «Для крупных компаний важны масштабные политико-экономические решения, влияющие на экспортную деятельность. Так, создание Таможенного союза имеет большой потенциал и открывает широкие возможности для работы международных компаний», – соглашается директор службы обеспечения производства фабрики «Петро», входящей в группу компаний JTI, Константин Лейно.

Экспорт очень чувствителен к уровню транспортной составляющей в себестоимости продукции. Снижение транспортных расходов возможно в том числе в результате развития соответствующей инфраструктуры. «Однако инфраструктурное развитие не может реализовываться усилиями отдельных частных компаний: это проекты с очень длительными сроками окупаемости, – уточняет директор по развитию компании „Евросиб Логистика“ Алексей Пахомов. – Чтобы создать условия для развития инфраструктуры, необходимо развитие и применение механизмов государственно-частного партнерства».

Генеральный директор компании «Титанстроймонтаж» Александр Сорокин делает акцент на импорте технологий, позволяющих модернизировать производство и, в свою очередь, нарастить экспортные возможности. Крупнейшие атомные объекты компании – ЛАЭС-2 в Сосновом Бору и Балтийская АЭС в Калининградской области. Обе станции возводятся по типовому проекту, который предусматривает применение технологии соединения арматурных стержней с помощью специальных муфт, что значительно сокращает время и трудозатраты, позволяет отказаться от трудоемких сварочных работ. В существующем проекте должны использоваться муфты британской фирмы Ancon. «Применяя эти муфты на практике, мы столкнулись с рядом проблем», – вспоминает Сорокин. Длительные сроки поставок, высокая предоплата, отсутствие отечественных аналогов. В результате «Титанстроймонтаж» решил организовать выпуск муфт в России.

Открытие этого производства станет первым опытом изготовления сертифицированных муфтовых резьбовых соединений арматуры в стране. «А в будущем не исключен выход на экспорт. Особенно с учетом того, что по проекту „АЭС-2006“ (проект ЛАЭС-2 и Балтийской АЭС) станции строятся и за рубежом. К тому же не надо забывать, что стимулирование внутреннего спроса всегда имеет положительное влияние на экспортный потенциал. При этом мы понимаем, что столкнемся с сопротивлением зарубежных производителей муфт», – резюмирует Сорокин.

Кружки по интересам

Рост экспорта небольших компаний может быть стимулирован созданием своеобразных «кружков по интересам», полагает генеральный директор завода «Елецмаш» Михаил Кононов. «Мы работаем по старинке, в одиночку, но маленькому предприятию бороться на международном рынке с транснациональными корпорациями сложно. Поэтому необходимо вступать в кооперацию с другими производителями профильной твоему бизнесу продукции», – поясняет он. «Есть небольшие разрозненные предприятия, которым в связи с отсутствием опыта сложно самостоятельно выйти на экспортные рынки. И конкурировать в той же Европе им весьма сложно», – присоединяется начальник отдела внешних связей компании «Полисан» Наталья Богданова.

«Какой товар может быть востребован на иностранном рынке, каким образом должен продаваться, каковы целевая аудитория и ценовой диапазон, как решить вопросы с сертификацией, с внутренней экспертизой качества? На данный момент в России для небольших компаний просто нет возможности найти ответы на эти вопросы», – констатирует генеральный директор компании «Лайм инжиниринг» Алексей Елагин. Также, по его мнению, необходима качественная и недорогая юридическая поддержка организаций, которые в конечном счете представляют Россию за границей. «Несложно организовать при Комитете по промышленности Петербурга государственную или приравненную к государственной организацию, при обращении в которую компания могла бы решить свои проблемы, возникающие при работе с зарубежными партнерами. При этом стоимость ее услуг должна быть не заоблачная, а наоборот. Принцип экономии „всё в одном“ был бы выгоден как предприятию – участнику внешнеэкономической деятельности, так и вышеуказанной организации», – убежден он.

Выход на внешние рынки всегда сопряжен с рисками – политическими, экономическими, рисками невыполнения контрактных обязательств покупателями перед конкретными российскими поставщиками товаров или услуг. Как полагает заместитель генерального директора – директор Северо-Западной дирекции страховой компании «РОСНО» Евгений Дубенский, эти риски необходимо, во-первых, профессионально оценить, во-вторых, организовать комплекс мер по их минимизации. Отнюдь не последнюю роль в этом процессе играет страхование – как классическое (грузов, имущества и др.), так и страхование экспортных кредитов и дебиторской задолженности, которые являются еще достаточно новыми продуктами для российского рынка. Кстати, в мировой практике компании-экспортеры давно и активно используют страхование в качестве эффективной меры защиты своего бизнеса, и, как считает Дубенский, петербургские компании должны стремиться перенимать этот опыт.

Санкт-Петербург