Деньги к деньгам

27 июня 2011, 00:00
  Северо-Запад
Фото: архив «Эксперта С-З»
Норвежские законодатели готовы заплатить за новый самолет любую цену

Норвежский парламент (Стортинг) одобрил запрос правительства на покупку четырех учебных самолетов F-35 американского производства и утвердил необходимые для этого ассигнования. Поставка учебных машин предшествует закупке боевых самолетов F-35, которые заменят стоящие на вооружении ВВС Норвегии истребители F-16. На парламентских слушаниях выяснилось, что первоначальная цена программы перевооружения ВВС многократно увеличилась, а Министерство обороны не в состоянии определить стоимость каждого самолета. Правительство страны не собирается пересматривать итоги тендера на закупку самолетов, поэтому будет вынуждено повысить расходы на оборону, чтобы не допустить уменьшения финансирования других видов Вооруженных сил.

В конце 2008 года Стортинг одобрил контракт на перевооружение ВВС, цена которого стала самой высокой за всю историю страны. Контракту предшествовал тендер, в котором участвовали многоцелевые самолеты пятого поколения – американский F-35, разрабатываемый концерном Lockheed Martin, и шведский JAS Gripen производства Saab. 56 новых самолетов, из них четыре учебных и 52 боевых, должны заменить стоящие на вооружении истребители в период с 2016-го по 2020 год. В конкурсе победили американцы, причем этот выбор, как заявили эксперты Министерства обороны Норвегии, определила цена контракта. Согласно расчетам, выполненным в 2008 году, стоимость одного самолета F-35 составляла около 75 млн долларов.

В июне 2011 года правительство Норвегии обратилось в Стортинг за финансированием покупки четырех учебных самолетов F-35, но запросило при этом около 476 млн долларов, то есть 119 млн за каждую машину. При этом цена самолета JAS Gripen – около 100 млн долларов. Шведская газета Aftonbladet разразилась по этому поводу язвительным комментарием: «Норвежское правительство само себя высекло, представив очевидные доказательства того, что шведские истребители были бы лучшим приобретением». Газета также напомнила, что власти с самого начала оказывали преференции американцам, о чем стало известно благодаря WikiLeaks (см. «Конкурс без конкурса», «Эксперт С-З» №49 от 13 декабря 2010 года). Шведский министр обороны Стен Толгфорс тем не менее отметил, что решение о приобретении того или иного самолета полностью находится в компетенции норвежского правительства.

На слушаниях в Стортинге выяснилась еще одна интересная деталь: министр обороны Норвегии Грете Фарему не в состоянии назвать точную стоимость как одного самолета F-35, так и всего контракта. Дело в том, что Lockheed Martin пока не определился с окончательной ценой образца, поскольку администрация США пообещала урезать финансирование программы Joint Strike Fighter (разработка самолета F-35) из-за постоянного роста издержек. Кроме того, эта цифра будет зависеть от того, сколько машин закажет само американское правительство. Согласно первоначальным планам, предполагалось оснастить американские ВВС более чем 2440 самолетами.

Фарему объясняла депутатам, что важнейший показатель – не цена отдельного самолета, а его стоимость с учетом жизненного цикла. Если учесть затраты на постройку новых баз, обучение экипажей, а также эксплуатацию и ремонт в течение 30 лет, то перевооружение ВВС Норвегии обойдется в 25,4 млрд долларов (то есть затраты в расчете на один самолет достигнут 454 млн). И именно такую сумму правительство объявило Стортингу в 2008 году.

Грете Фарему пообещала, что окончательная цена будет определена в следующем году: «Мы не считаем целесообразным выходить сейчас с каким-либо новым расчетом. Эти данные будут подготовлены в 2012 году, когда Стортинг будет принимать окончательное решение о закупке всех самолетов». Предложения некоторых депутатов отложить аудит программы перевооружения одобрения не получили.

Правительству удалось убедить оппозицию благодаря двум сильным аргументам. Во-первых, Фарему доказывала, что если не оплатить учебные самолеты сейчас, то они не поступят на вооружение в 2016 году, что, в свою очередь, не позволит подготовить экипажи к 2018-му, когда прибудут боевые самолеты. «Объединенная оппозиция поддержала покупку, несмотря на то что мы критически настроены по отношению к финансовой стороне дела. Лучшим решением было бы отложить приобретение учебных самолетов и снова оценить весь контракт через год. Но министр обороны предостерегла, что отсрочка на год может ослабить наши возможности по защите суверенитета страны. Нам не оставалось ничего, кроме как сказать „да“», – заявил парламентарий от «Христианских демократов» Дагфинн Хёйбротен.

Кроме того, оппозиция учла тот факт, что Норвегия принимает активное участие в самой программе Joint Strike Fighter. По оценкам издания Finansavisen, выход из контракта с Lockheed Martin обернулся бы для норвежских компаний потерей примерно 12 млрд долларов. Но в обмен на согласие с программой перевооружения ВВС оппозиционные партии собираются потребовать от правительства увеличить общие оборонные расходы. «Понятно, что при нынешнем уровне финансирования увеличение одной статьи расходов приводит к уменьшению другой. Есть очевидный выход – повысить суммарные расходы», – говорит депутат-консерватор Ивар Кристансен.

Норвегия – одна из немногих стран, где достигнут значительный профицит бюджета, что позволяет ей быть одним из лидеров в военных расходах в расчете на душу населения. В соседней Дании недавний опрос показал, что большинство ее граждан выступает против аналогичной программы закупок американских F-35.