Хаотичный рынок

Директор по продажам и маркетингу бизнес-единицы «Илим Запад» Григорий Яугонен:

Фото: архив «Эксперта С-З»
Григорий Яугонен

– Российский рынок гофроупаковки находится в зачаточном состоянии: отрасль не консолидирована и не структурирована. В Европе крупные производители работают в массовом сегменте, выигрывая за счет объемов поставок и цен. Небольшие компании уходят в ниши более инновационных и маржинальных продуктов. А у нас все берутся за всё. С одной стороны, крупные производители вынуждены принимать заказы тиражом от 1 тыс. коробок, чтобы загрузить мощности. С другой – «гаражные» производители соревнуются с «Илимом» или «Готэком» за хороших клиентов. И, бывает, выигрывают – за счет таких конкурентных преимуществ, которые не считаются достоинством в цивилизованном мире.

Бизнес работает с минимальной рентабельностью. Причем рентабельность снижают амбиции самих игроков. Цели многих компаний неопределенны. Для иностранных производителей, имеющих мощности на территории нашей страны, зачастую присутствие здесь носит знаковый характер. Они работают себе в убыток, распределяя рентабельность по группе, но держат долю на нашем внутреннем рынке. В результате мы сталкиваемся с непонятным для нас ценообразованием, ведущим к жесткой ценовой конкуренции. Российские производители тоже не всегда проводят внятную политику. Например, «Пермский картон» – его мощности вдвое превышают потребности региона, и теперь он осуществляет экспансию на близлежащие территории, невзирая на логистические затраты. Так, в Европе радиус поставок гофроупаковки составляет 300 км, а в России он может доходить до 1,5 тыс. км. Наконец, по моей оценке, 25-30% рынка приходится на «серый» сегмент, который тоже имеет возможности демпинговать. Как результат мы получаем жесткие ценовые войны.

С начала года в Европе и США цены уже дважды повышались, а в России они остаются на прежнем уровне. Это на руку нашему потребителю, хотя он вполне в состоянии переварить повышение цен на гофроупаковку. К примеру, квадратный метр гофрокартона стоит 15 рублей. Из него, условно говоря, можно сделать три лотка под пиво. В одном лотке – 20 бутылок по 25 рублей. То есть в общей стоимости товара составляющая затрат на тару не превышает 1%. В цене более дорогого товара доля затрат на упаковку и вовсе незаметна.