Восемь направляющих тезисов

Дрезден интересен Петербургу как признанный европейский центр в сфере высоких технологий.

Фото: архив «Эксперта С-З»

Дрезден, столица Саксонии, – пожалуй, наиболее динамично развивающейся федеральной земли на востоке Германии, – вполне соответствует девизу, который в качестве цели обозначен и в Санкт-Петербурге, – «город с европейским уровнем жизни». Но если городу на Неве еще только предстоит создать качественную инфраструктуру, привязав ее к нуждам и потребностям горожан, то Дрезден уже реализовал несколько важных проектов, не побоявшись при этом противостояния с международными организациями. Более чем 800-летняя история Дрездена позволяет определить один из основных рецептов развития – делать то, что необходимо для качественного развития, не поступаясь при этом базовыми градостроительными принципами.

Спорные ценности

Обер-бургомистр Дрездена Дирк Хилберт рассказывает, что перспективный план развития города подразумевает несколько основных пунктов. Интенсивное взаимопроникновение города и ландшафта, а также сохранение панорам Эльбы с их выдающимися историко-культурными памятниками относятся, пожалуй, к самому важному преимуществу Дрездена. «Защита хрупкого силуэта города устанавливает высокие требования к дальнейшему преобразованию городского центра, чтобы сберечь его особый ландшафтный образ для новых поколений», – поясняет Хилберт.

Кроме того, внутреннее развитие городских районов имеет абсолютный приоритет перед внешним развитием. А значит, необходимы предельно внятные решения по размещению важных для городского центра новых предложений и функций, особенно центрообразующих. В рамках системного менеджмента территории необходимо гарантировать, что мероприятия внесут оптимальный вклад в формирование городского пространства.

Еще один немаловажный фактор – многообразное функциональное наполнение центра города. Преимущество этой концепции очевидно: жителям и гостям Дрездена предлагается жизнеспособный городской центр с различными вариантами развлечений, а торговля, сервис и объекты культуры, в свою очередь, извлекают свою выгоду от подобной синергии. Мэрия также четко определяет взаимоотношения между историческим центром и прилегающими к нему городскими районами. «В этих районах есть потенциально интересные территории, где могут возводиться объекты жилой и коммерческой недвижимости, реализоваться различные проекты промышленной и культурной направленности», – считает бургомистр по культуре Дрездена Ральф Лунау. При этом ориентированное на будущее градостроительное развитие Дрездена, по его словам, опирается на эксперименты творческой профессиональной молодежи.

Среди приоритетных проектов – возведение очередного, четвертого по счету, моста через Эльбу и так называемого «Гавань-Сити» – портового объекта, застраиваемого по столь модной в Петербурге концепции комплексного развития территорий. Реализация первого проекта привела к скандалу – в 2009 году комитет ЮНЕСКО исключил Дрезден из списка объектов всемирного наследия. Международные эксперты заявили, что из-за строительства моста Дрезден утрачивает свою уникальную ценность – сохранявшийся неизменным с XVIII–XIX веков ландшафт в пойме Эльбы. «После вынесения этого приговора мы спрашивали: почему? Тем более что изначально мост был нарисован в другом месте», – недоумевает Лунау.

Решение действительно спорное: мост (к слову, весьма посредственный с точки зрения архитектурного исполнения) лишь дополняет действующие переправы через Эльбу и не вносит серьезных изменений в панораму города. И без того значительный долгострой (впервые о необходимости создания моста в этом месте заговорили 120 лет назад) затормозился еще на несколько лет: судьбу проекта стоимостью 200 млн евро обсуждали на общегородском референдуме. Большинство жителей сказали проекту «да», и теперь в Дрездене нет ни одного здания, находящегося под защитой ЮНЕСКО. Зато в 2012 году все-таки появится мост, который разгрузит от транспортных потоков центр города. «После завершения строительства Дрезден подаст новую заявку на основе новых критериев, может быть, даже с новым ареалом. Мы собираемся начать политическую дискуссию, совместить цели Дрездена и ЮНЕСКО», – делится планами Дирк Хилберт.

При этом Ральф Лунау утверждает, что и без ЮНЕСКО мэрия строго следит за исполнением градостроительных нормативов. К примеру, в городе практически нет зданий выше девяти этажей. «Впрочем, где-то на окраине есть два дома по 15 этажей», – уточняет Лунау. В Дрездене, восстановленном в 1950-е – 1970-е годы советскими архитекторами и строителями, преобладает малоэтажная застройка. «Издавна повелось, что все постройки в городе должны быть не выше шпиля кирхи. Высота дрезденской кирхи – 107 м, и вы не найдете в городе здания выше, – подчеркивает Хилберт. – Впрочем, никто к достижению этой доминанты и не стремится, все дома значительно ниже». К примеру, Дом культуры Дрездена, построенный в 1969 году и поразительно напоминающий безвкусные громоздкие параллелепипеды – аналогичные сооружения в большинстве российских городов, в проекте был снабжен высоким шпилем. Однако в ходе строительства шпиль решили убрать, чтобы не создавать новую высотную доминанту.

На вопрос, что будет, когда пятна под застройку закончатся и городу волей-неволей придется расти вверх, Лунау отвечает коротко: «Еще не пришло время это обсуждать». Но признает, что к подобным перспективам нужно готовиться заранее и постепенно готовить общественное сознание к необходимости изменения определенных градостроительных парадигм.

Приоритет трамваю

Стратегия транспортного развития Дрездена подразумевает единственного героя – трамвай. Не случайно именно в Дрездене принята декларация о важности сохранения и модернизации трамвайных сетей. По версии мэрии, трамвай – это не устаревший общественный транспорт, который мешает другим видам пассажироперевозок: существующие трамвайные сети представляют собой мощную базу для дальнейшего развития. Трамвай – единственный вид наземного пассажирского транспорта, который технологически в состоянии обеспечить в зонах плотной городской застройки высокие объемы перевозок при разумных затратах на инвестиции и эксплуатацию.

Наилучшая стратегия для города, имеющего старую трамвайную сеть (очевидная и для Петербурга), – формирование политической и финансовой «дорожной карты», которая содержала бы долгосрочные цели развития общественного транспорта и обязывала бы придерживаться избранной транспортной политики. «Начинать следует с пилотного проекта, и создание такой пилотной линии – проверенный способ показать политикам и общественности безусловную эффективность, высокое качество транспортного обслуживания и способность к поэтапному развитию потенциала современной системы легкорельсового транспорта», – уверены в мэрии.

«В большинстве городов Германии разработаны локальные транспортные стратегии. Дрезден ориентируется на мобильность, или, как мы это называем, на стратегию подвижности населения. Люди только приняли решение о переезде в тот или иной район, а мы уже должны предложить им комплексные транспортные возможности – каким видом общественного транспорта добираться до работы, где парковать машину и т.д.», – объясняет руководитель отдела планирования развития транспорта управления городского строительства мэрии Дрездена Матиас Мохаупт. Систему управления городским транспортом для мэрии разработали в Техническом университете Дрездена, и теперь город увешан информационными щитами, которые помогают жителям и гостям города определить оптимальный маршрут.

«Мы не пойдем по пути некоторых других городов и не станем искусственно закрывать центр для въезда автомобилей. Наша задача – создать для автовладельцев выгодные условия, чтобы они могли оставить машины в других районах, а до центра Дрездена добираться на общественном транспорте», – комментирует Мохаупт. При этом, по его мнению, все парковки в центре города должны быть платными. В настоящее время парковочными кассами оборудованы только 80% стоянок. «Очевидный для нас плюс – в последние годы все больше используются велосипеды», – дополняет Мохаупт.

Требуются внятные правила игры

На состоявшемся в рамках празднования 50-летнего юбилея с момента установления побратимских отношений между Дрезденом и Петербургом бизнес-форуме определены основные направления экономического сотрудничества между городами. «Дрезден сконцентрирован на высоких технологиях, здесь работают более 15 тыс. ученых. В микроэлектронику, информационные технологии, другие научные сегменты инвестировано порядка 15 млрд евро, еще 2 млрд предстоит вложить в ближайшие годы. За счет этих направлений экономика Дрездена растет на 10-15% в год, – рассказал Дирк Хилберт. – Поэтому очевидно, что мы заинтересованы в сотрудничестве с Петербургом именно в инновационном сегменте, тем более что у вас также очень высокий потенциал в этой сфере».

«Самая важная отрасль – микроэлектроника. Наши предприятия – самые активные участники выставок, которые проводятся в России. Можно сказать, что из иностранных партнеров, которые приезжают на такие выставки, каждый пятый – из Дрездена, – продолжил обер-бургомистр. – Но следует заметить, что такие отношения для Дрездена завязаны прежде всего на Москву и Московскую область. Необходимо увеличивать долю участия Петербурга».

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подтвердила заинтересованность Северной столицы в высокотехнологичных проектах: «Для нас также интересен опыт Дрездена в формировании качественной модели взаимодействия прикладных научных центров с бизнесом». При этом она указала на необходимость сотрудничества в промышленном секторе, в среднем и малом бизнесе. «Особый интерес для нас представляет кластерная политика Дрездена и Саксонии. Именно на территории бывшей Восточной Германии кластерная система создавалась с нуля, в отличие от западных земель, где кластеризация во многом стала формальным процессом. В то же время создание системы кластеров опиралось на ранее существовавший промышленный потенциал. Нам очень интересен опыт создания и работы в Дрездене кластера Life Scienсes, биотехнологий и фарминдустрии», – дополнил председатель Комитета по внешним связям Петербурга Александр Прохоренко.

«Необходимо формировать структуры, которые будут развивать практическую работу, к примеру, в трансфере технологий», – считает Дирк Хилберт. Электроника, лазерная техника, производство жидкокристаллических экранов – вот сферы, в которых, по его мнению, возможно сотрудничество двух городов. «В Европе давно поняли, что микроэлектроника – основа инноваций. Россия становится все более заметной на международной карте производителей полупроводников. Мои коллеги из глобальных компаний, микроэлектронных кластеров Гренобля и Дрездена с оптимизмом смотрят на возможность сотрудничества с центрами развития российской микроэлектроники», – продолжает президент ассоциации производителей полупроводников SEMI Europe Хайнц Кюндерт.

А главный исполнительный директор петербургской компании «Электрон», имеющей производственные мощности в Германии, Александр Элинсон рекомендует перенять немецкий опыт по финансированию инновационных проектов. «Его очевидное преимущество – внятная история инвестиций. Инновационный заказ в Германии легко получить в том числе и потому, что решение о финансировании проектов принимается не на федеральном уровне, а на уровне каждой из земель», – подчеркнул он.     

Дрезден – Санкт-Петербург