Долгострой в квадрате

15 августа 2011, 00:00
  Северо-Запад
Фото: Интерпресс/Алексей Смышляев
Тоннель между Кронштадтом и Ломоносовым стал последним звеном КЗС

В Петербурге поставлена точка в одном из самых долгоиграющих инфраструктурных проектов. Премьер-министр Владимир Путин в присутствии вице-премьера Дмитрия Козака и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко открыл подводный тоннель комплекса защитных сооружений (КЗС), соединивший Ломоносов и Кронштадт. Этот тоннель – последний этап строительства дамбы, призванной не только защитить город от наводнений, но и замкнуть транспортное кольцо вокруг Петербурга. Завершить возведение КЗС предполагалось в 2014 году, но, как объясняют строители, применение современных материалов и технологий позволило значительно сократить сроки строительства. Немаловажную роль сыграло и то, что правительство России обеспечило в полном объеме финансирование стройки.

В комплекс входят два судопропускных сооружения с подходными каналами и затворами, подъемным мостом и тоннелем, шесть водопропускных сооружений с мостами и 64 гидротехническими затворами, 11 защитных дамб, 25-километровая автомобильная дорога. Окончательная смета проекта превысила 109 млрд рублей (4,4 млрд на каждый километр), что многократно превышает стандартную смету по возведению подобных сооружений. Однако, несмотря на то что в ходе проверки хода работ в прошлом году Счетная палата выявила факты завышения стоимости по нескольким подрядным контрактам, можно предположить, что существенную роль в удорожании проекта сыграл именно временной фактор.

Возведение КЗС началось в конце 70-х годов прошлого века, но затем – как из-за отсутствия финансирования, так и по причинам экологического характера – было заморожено. Стройка возобновилась в 2005 году, и, как вспоминает Путин, изначально восстановление дамбы казалось «невозможным, потому что это была огромная свалка». «Но мы приняли решение строить, в результате город получил не только систему защиты от своей извечной беды – наводнений, но и улучшение экологической ситуации, потому что по дамбе пройдет оставшаяся часть кольцевой дороги», – говорит премьер. Замыкание же транспортного кольца позволит городу более качественно обеспечивать свои логистические функции. Это тем более необходимо, что Козак, которого все чаще называют основным претендентом на пост губернатора Петербурга после ухода Матвиенко, считает, что будущее города – в логистике и туризме. «С точки зрения развития экономики региона Петербург – это логистический центр Северо-Западного федерального округа и европейской части страны», – уверен он.