Пропало лето

5 сентября 2011, 00:00
  Северо-Запад
Фото: Владимир Басов
СЗППК хочет вернуть пассажиров в электрички

Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) рассчитывает закончить текущий год без убытков. Напомним, что еще в 2009 году деятельность большинства пригородных пассажирских компаний (ППК), созданных в ходе реформы РЖД, не была убыточной (см. «Эксперт С-З» №6 от 14 февраля 2011 года, «Вагонные споры»). Все изменилось в 2010-м, когда госбюджет перестал финансировать проезд федеральных льготников по месячным абонементам и начал оплачивать работу ППК не по числу и стоимости проданных абонементов, а по количеству поездок льготника в электричке. Доходы компаний снизились, в частности СЗППК завершила год с убытком в 2,2 млрд рублей. Поскольку региональные власти не спешили покрывать эти убытки из своих бюджетов, единственной возможностью спасти положение представлялось резкое повышение тарифов на проезд.

Чтобы сгладить ситуацию и уменьшить расходы региональных ППК, в Москве приняли решение о снижении тарифов по использованию инфраструктуры на 99%. Эту плату ППК перечисляет материнской компании – РЖД. Чтобы компенсировать выпадающие доходы последней, из федерального бюджета предоставлены дотации в объеме 25 млрд рублей. Плата за инфраструктуру РЖД составляет до 40% расходов ППК, напомнил заместитель начальника Октябрьской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Павел Бурцев.

Как пояснил и.о. генерального директора СЗППК Виталий Григорьев, за счет госдотаций СЗППК существенно сократит расходы. Так, вместо 3,2 млрд в 2011 году она перечислит РЖД в качестве платы за инфраструктуру всего 32 млн рублей. Кроме того, отметил он, чтобы увеличить пассажиропоток и выйти на уровень безубыточности, СЗППК намерена ввести 50-процентные скидки на проезд в пригородных поездах по территории Петербурга и Ленобласти. Скидки распространяются только на разовые билеты, приобретенные в кассах и терминалах самообслуживания. Билеты, оформляемые в поездах у контролеров-кассиров и в кассах «на выход», продаются по полной стоимости. «Таким образом СЗППК планирует вернуть 18% пассажиров, которых потеряла с февраля 2011 года, когда были введены более высокие тарифы», – сказал Григорьев. При этом он добавил, что скидочная система позволит также дополнительно привлечь 10% пассажиров. В целом по итогам 2011 года планируется увеличить количество перевезенных в электричках пассажиров на 8% по сравнению с прошлым годом.

Однако, как признает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Олег Трудов, проблема субсидирования решается в «ручном» режиме, а механизм распределения субсидий (от чего во многом и зависит стоимость проезда в пригородных поездах) между субъектами и перевозчиками отсутствует.