Взять новый рубеж

Лизинговая отрасль отыграла докризисное падение и рассчитывает на дальнейшее развитие

Фото: архив «Эксперта С-З»

Результаты первого полугодия на лизинговом рынке Северо-Запада подтверждают тренд, который участники рынка отмечали уже в начале года: отрасль динамично восстанавливается. Совокупный рост объемов нового бизнеса компаний – участников ренкинга «Эксперта С-З» достиг 90%, сумма профинансированных средств (уже перечисленных лизингодателем на закупку оборудования) выросла более чем вдвое. На относительные показатели все еще влияет эффект низкой базы, но тот факт, что лизингодатели стали активно тратить, свидетельствует: рынок не просто отыграл падение, а готов к дальнейшему развитию.

Оптимистичные нотки в комментариях лизингодателей явно зазвучали уже в начале года, когда основные проблемы с «плохими» долгами и изъятием имущества были решены, а со стороны лизингополучателей обозначился устойчивый спрос с потенциалом к росту. И конец первого полугодия показал, что позитивные ожидания оправдались: у всех участников ренкинга, за исключением СЗЛК, рост нового бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил не менее 50%, а у большинства – превышает эту планку.

Аналогичная картина наблюдается с профинансированными лизинговыми компаниями средствами: их объем увеличился на 112%. Здесь сказывается, с одной стороны, влияние низкой базы (скромный спрос в первом полугодии прошлого года не предполагал большого объема размещенных средств), с другой – существенная активизация банков на кредитном поле в этом году, позволившая лизингодателям улучшить ситуацию с пассивами.

Расчет на развитие

Увеличение портфелей и объема полученных платежей не столь взрывное, как нового бизнеса: 16,3 и 18,4% соответственно. Тот факт, что динамика нового бизнеса в разы выше, чем портфелей, свидетельствует о том, что продолжается выбывание договоров, заключенных в докризисный период, ведь наиболее распространенный срок лизинговых сделок – три-пять лет. Но при сравнении показателей изменения объема полученных платежей и объема профинансированных средств становится очевидно: лизингодатели готовы активно вкладываться, рассчитывая на развитие бизнеса.

«По объемам и темпам заключения договоров наша компания достигла докризисных показателей, – рассказывает коммерческий директор ГК „Балтийский лизинг“ Владимир Наймарк. – При сохранении стабильности в экономике к концу года вероятно достижение и докризисных объемов нового бизнеса». Хотя темпы прироста во втором полугодии, по его мнению, замедлятся, и это естественный процесс. Рынок не может постоянно расти сверхбыстрыми темпами, а исключительная динамика прошлого года (130% по сравнению с 2009-м) и шести месяцев текущего вызвана тем, что рынок наверстывал потерянное в кризис. «Далее этот процесс будет поступательным и более органичным», – резюмирует Наймарк.

О том, что лизингодатели готовы инвестировать, говорит и их активная региональная экспансия, на которую участников рынка подвигают жесткая конкуренция и стремление максимально нарастить новый бизнес, пока это позволяет лавинообразный спрос. «Компании стремятся быть ближе к региональным клиентам, – объясняет заместитель генерального директора компании „Альянс-Лизинг“ Сергей Юдин. – В прошлом году лидеры лизингового рынка открыли более 120 филиалов. Остальные игроки тянутся за ними, так как конкурировать из Москвы с профессионалами в регионах становится все труднее. А процессы на местах становятся быстрее и эффективнее».

Время для больших

Продолжается укрепление позиций лизинговых компаний, работающих при госбанках. В региональных ренкингах «Сбербанк – Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг» участия не принимают, но, по предварительным оценкам «Эксперт РА», доля этих двух компаний и «ВТБ-Лизинга» в объеме нового бизнеса 110 крупнейших лизингодателей России составляет 46%. Данный тренд и его усиление могут сыграть роль катализатора укрупнения рынка, как это произошло в банковской системе. Госструктуры маневрируют ценой, и коммерческим участникам, чтобы с ними конкурировать, необходимо работать над удешевлением пассивов, а банки пойдут на снижение ставок для них только при условии роста объемов заимствований.

Как полагает Наймарк, кредитные организации, обжегшись в кризис на неспособности ряда лизингодателей расплатиться по кредитам, предъявляют жесткие требования к потенциальным заемщикам, несмотря на то что заинтересованы в размещении средств. «Несмотря на снижение ставок по кредитам, требования банков остаются жесткими, – констатирует генеральный директор компании „ПН-Лизинг“ Роман Маланин. – При вынесении решения о финансировании они тщательно анализируют финансовые показатели лизингодателя, в том числе размер, структуру и качество портфеля, кредитную нагрузку и другие показатели».

Особенно сложно в этой ситуации приходится небольшим лизингодателям, которые не могут заинтересовать банк ни объемами заимствований, ни диверсифицированным портфелем. Кроме того, на лизинговом рынке все еще остаются организации, которые обслуживают текущий портфель, но не способны активно наращивать новый бизнес. Для них продажа портфеля или бизнеса в целом может оказаться единственным приемлемым решением. «Ни для кого не секрет, что одна из особенностей лизингового бизнеса при условии постоянного роста портфеля новых сделок – постоянный долг государства перед лизинговой компанией по возмещению НДС, – замечает руководитель Северо-Западного дивизиона ГК „Интерлизинг“ Александр Рябцев. – И если лизинговая компания не заключает новых сделок, то рано или поздно наступает момент, когда ей приходится платить НДС в бюджет. Если в лучшее время не была накоплена „подушка“ по НДС, то решение о продаже компании является, пожалуй, лучшим выходом».

На данный момент среди лизингодателей нет единого подхода и принципов оценки как бизнеса в целом, так и лизингового портфеля в частности. Кроме того, покупка лизингового портфеля связана с рядом рисков, принять которые способна не каждая структура. Однако похоже, что вскоре рынку придется нарабатывать подобную практику.

Буксующая промышленность

Если рассматривать структуру нового бизнеса с точки зрения предметов лизинга, то одним из драйверов роста традиционно выступает розница. «Наибольшие темпы продемонстрировал сегмент автотранспорта, чему способствуют восстановление отечественного авторынка, а также увеличение объемов грузоперевозок. Достаточно высокая динамика отмечается в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, несмотря на то что кризис сказался на этой отрасли наиболее негативно», – говорит Роман Маланин. Увеличивается количество сделок с компаниями, специализирующимися на передаче техники в аренду, что также является признаком восстановления строительного рынка. «Буксует» коммерческая недвижимость: объем новых сделок здесь невелик из-за нестабильности цен, большого объема незанятых площадей, несовершенства законодательного регулирования подобных сделок. «Потенциальные лизингополучатели занимают выжидательную позицию», – подтверждает Маланин.

Наиболее динамичный рост сегмента автотранспорта закономерен: во-первых, автопарк быстрее изнашивается и требует наиболее частого обновления, во-вторых, средняя сумма сделки здесь меньше, а ликвидность имущества – выше. Другое дело – производственное оборудование, которое зачастую бывает не самым интересным предметом лизинга для кредитора. Так, по данным «Эксперт РА», в структуре нового бизнеса российских лизингодателей на железнодорожную технику, авиационный, грузовой и легковой транспорт, автобусы и микроавтобусы, а также суда приходится около 73%. Если же из остатка вычесть показатели лизинга строительной, дорожно-строительной техники, энергетического оборудования, зданий и сооружений, оборудование для ЖКХ, а также для нефте- и газодобычи и переработки, а это около 17%, то на лизинг машин и оборудования для всех остальных отраслей промышленности остается всего около 6% заключенных сделок. «Естественно, производственное оборудование менее ликвидно, чем перечисленное выше. Отсюда возникают, как правило, более высокий аванс по сделке и более жесткие условия, и не все лизингополучатели оказываются к этому готовы. К тому же для роста сделок в этом сегменте требуется большая активность самих лизингодателей с точки зрения распространения информации о преимуществах лизинга», – рассуждает Александр Рябцев.

Кроме того, лизингодатели не могут не учитывать мнение банков о предмете лизинга, которые, если приобретается уникальное оборудование, предъявляют к платежеспособности лизингополучателя повышенные требования. «Лизинг в агропромышленном комплексе, железнодорожном транспорте и других сегментах – часть государственных программ, и, как правило, лизингодателями выступают крупные прибанковские компании, имеющие доступ к дешевому финансированию. Кроме того, такой перевес – следствие активности государственных компаний, работающих только с розницей», – поясняет Роман Маланин.

Хотя при хороших финансовых показателях лизинговые компании готовы заключать договоры, предметом которых будет уникальное оборудование. Другой вопрос в том, что потребность в обновлении основных фондов у производственников возникает реже, поэтому и в новом бизнесе это оборудование не отражается в таких объемах, как массовый легковой транспорт или требующая крупных инвестиций железнодорожная и авиатехника. «Стоит разделять, о каком именно оборудовании идет речь, – считает Владимир Наймарк. – Энергетическая и нефтегазодобывающая отрасли также приобретают оборудование в лизинг, но здесь финансовая ситуация лучше и предприятия могут позволить себе модернизацию. А если речь идет о станко- или судостроении, то предприятия этих отраслей финансово менее обеспечены, поэтому их доля в бизнесе лизинговых компаний меньше. Не соглашусь с тем, что весь сегмент производственного оборудования слабо охвачен лизингом».

Ложка дегтя

Прогнозировать уровень прироста лизингового рынка по итогам 2011 года можно только с расчетом на стабильность российской экономики. При этом условии лизингодатели ожидают увеличения объемов нового бизнеса в два – два с половиной раза по сравнению с 2010 годом. Несмотря на общий позитив, остается ряд «больных мозолей» для отрасли.

Во-первых, это ситуация с длинным финансированием. На рынке достаточно пассивов для трехлетних сделок, хотя и в меньшем объеме, но есть пятилетние ресурсы, а вот для договоров на более длительные сроки ресурсов очень мало и сосредоточены они в основном в компаниях при госбанках.

Во-вторых, так и не решен вопрос об отмене ускоренной модернизации для всех видов имущества. Если это произойдет, то рынок сократится в разы. И наконец, несовершенство законодательства затрудняет работу лизингодателей с проблемными долгами. Все большее распространение получает практика, когда лизингодатель, изъяв имущество у должника, вынужден возвращать ему часть платежей. В ряде случаев в зависимости от того, как оформлен договор лизинга, часть лизинговых платежей признается уплаченной в счет выкупа предмета лизинга. Когда договор расторгается, а имущество возвращается лизингодателю, выкуп в результате не происходит и данные платежи признаются неосновательным обогащением лизинговой компании, которые она обязана вернуть. То есть даже если лизингодатель реализует свое основное право в сфере работы с недобросовестными должниками и получает обратно имущество, собственником которого является, то все равно как кредитор он может остаться в убытке.