Середнякам здесь не место

Налоговые новации, которые планируется внедрить уже со следующего года, – очередной удар по среднему классу. Рискованные способы пополнить бюджет могут спровоцировать новую волну миграции думающих и образованных россиян

Татьяна Вильде

За последние семь лет из России уехали за рубеж 1,5 млн человек, из них 300-400 тыс. – высококвалифицированные специалисты, профессионалы. Такие данные представил на юбилейной конференции, посвященной 20-летию экономических реформ в России, ректор национального университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Если учесть, что емкость рынка труда РФ в 2011 году составляет 70 млн человек, то покинуло страну чуть более 2% трудоспособного населения. При этом тенденция к сокращению оттока специалистов пока не наблюдается. Более того, к 2020 году Россию могут покинуть уже 1 млн профессионалов, а с учетом сокращения вследствие известных демографических проблем рынка труда на 10 млн человек мы рискуем потерять существенную часть креативных и квалифицированных специалистов.

Теоретически можно попытаться заменить уехавших мигрантами, но, во-первых, Россия в основном импортирует неквалифицированную рабочую силу из стран СНГ, а во-вторых, брать на работу высокопрофессиональных сотрудников, которые, естественно, потребуют адекватной денежной оценки своих профессиональных знаний и навыков, скоро окажется невыгодно из-за планов властей ввести со следующего года налогооблагаемый порог зарплат.

В 2012 году ставка страховых взносов будет снижена с 34 до 30%. Однако одновременно с высоких, по мнению Минфина, зарплат (более 512 тыс. рублей нарастающим итогом в 2012 году и более 567 тыс. – в 2013-м) страховые взносы будут взиматься по дополнительной ставке 10%. То есть работодателю, чтобы избежать роста налогового бремени, следует держать свой персонал на зарплатах не более 60 тыс. рублей в месяц. Для крупных городов, будь то Москва, Питер или Новосибирск, это отнюдь не предел мечтаний, но ежемесячный доход или его ближайшая перспектива так называемого среднего класса, который все же начал формироваться в стране. Именно этим людям предстоит модернизировать и диверсифицировать нашу экономику. Правда, Минфин уже пояснил, что нулевая ставка по страховым взносам с высоких зарплат может быть установлена только для малого инновационного бизнеса, а для остальных малых предприятий – 7%. При этом четких критериев получения статуса «инновационный» пока нет.

Разрыв в доходах населения в последние годы только растет. Все чаще высказываются мнения о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения, однако это требует очень взвешенного подхода. Новый же вариант налоговой политики на ближайшие два года предусматривает элементарную уравниловку, лишает стимулов к росту и способен лишь еще больше увеличить разрыв в доходах.

Конечно, управлять такой страной проще. На каждого богатого всегда найдется папка с компроматом, а при необходимости – и статья в Уголовном кодексе. Бедных же можно кормить обещаниями и время от времени даровать им, к примеру, льготы на проезд или увеличивать размер пособий.

А вот средний класс все время чем-то недоволен и все более требователен. Именно эти люди креативят, раздражая чиновников своими акциями – будь то «синие ведерки» или протесты против роста цен на бензин и плохих дорог. Именно они требуют нормального медицинского обслуживания за свои же налоги, берут ипотеку и дают пристойное образование свои детям. Но требовательные и думающие люди неудобны, они все активнее интересуются, как распределяется государственная казна, сформированная за счет их налогов, и почему бюджетные деньги так часто оседают в карманах чиновников. И поскольку средний класс еще слишком молод, он только учится социализироваться и объединять усилия, самое время его прижать: если так пойдет и дальше, он начнет вмешиваться и в политику, что, видимо, неприемлемо для правящей элиты.

Но революции никому не нужны: слишком свежи воспоминания о путчах, дефолтах и бесконечных кризисах, поэтому все чаще люди, относящие себя как раз к среднему классу, интересуются ценами на недвижимость в соседних европейских странах и прикладывают массу усилий, чтобы их дети поучились за границей. И даже если многие не решаются покинуть страну сами, то их дети, более мобильные и, как правило, лучше знающие иностранные языки, сделают это за своих родителей. Протестный отъезд – туда, где знания и навыки достойно оцениваются, – такой сценарий «утекающей революции» вполне реален.

Председатель правления Сбербанка Герман Греф на той же конференции, характеризуя экономико-политическую ситуацию в мире, заметил, что сейчас здравомыслящие политики предпочитают воздерживаться от резких решений. Действительно, нынешняя ситуация характеризуется множеством вариантов развития событий: направо пойдешь – коня потеряешь, налево – жену отдашь. Выбирать между женой и конем никто не хочет, поэтому все предпочитают как можно дольше постоять у развилки: даст бог, кто-то другой подскажет правильное решение. А то, глядишь, на следующих выборах можно и не переизбраться. Однако российские власти привыкли действовать без оглядки на электорат. Тем более что средний класс, который первым почувствует на себе непопулярные решения кабинета министров, на выборы не ходит. Зачем же тогда учитывать его интересы?