Голос должен уходить

Обсуждение преимуществ и проблем перехода к новому поколению сетей сотовой связи объединяет общее понимание того, что голосовая связь перестает быть главной услугой

В дискуссиях о мобильной связи несложно определить тему номер один – переход к сетям нового поколения. Разрешит ли регулирующий орган всем операторам строить сети Long Term Evolution (LTE)? Максимально консервативный вариант, с ограниченным числом участников и продолжительным переходным периодом, который предложило Министерство связи РФ, не решил проблему. Вмешалось антимонопольное ведомство, защитило оставленных в стороне региональных игроков и возобновило дискуссию.

Лидеры отрасли акцентируют внимание на том, что переход выдвигает серьезные требования по финансированию (то есть существует риск, что слабые игроки с ограниченными резервами не смогут хорошо использовать выделенные им частоты). Региональные операторы с общей позицией выжидания в корне не согласны, но не скрывают, что основной мотив – наконец выйти на рынок мобильного интернета, который пока остается вотчиной «большой тройки». Но главный залог успеха оператора, взявшегося за развитие сетей четвертого поколения, не в его технических возможностях, а в том, сумеет ли он перестроить свою бизнес-модель. И кто здесь победит, предсказать очень сложно.

Плоский и интеллектуальный

Базовый принцип развития сетей связи – увеличение ширины канала. Переход от второго поколения сетей к третьему растянулся более чем на десять лет. Переход от третьего к четвертому произошел менее чем за пять лет. Это очень быстро, и такая скорость, очевидно, ставит операторов перед проблемами. В российских реалиях временной аспект перехода к следующему поколению еще более актуален: во многих регионах сети 3G начали работать буквально в прошлом году. Если запланировать скорейший переход к сетям LTE, то можно забыть о возврате вчерашних вложений в модернизацию.

Однако технологии также не стоят на месте. Стоимость оборудования для построения сетей связи упала за последние десять лет в несколько раз, отмечает старший менеджер департамента CDMA/WiMAX регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии Андрей Алексеев. Кроме того, начиная с момента развертывания сетей третьего поколения при переходе к следующему поколению создавать новую сеть уже не нужно – достаточно провести апгрейд имеющегося оборудования. Если речь идет об эволюции сетей, построенных за два последних года, то применительно к базовым станциям модернизация – это просто обновление программного обеспечения, продолжает старший менеджер по решениям подразделения беспроводной связи компании Alcatel-Lucent в России и странах СНГ Сергей Максаков. Базовые станции практически всех производителей оборудования для сетей связи, выпускаемые с середины 2009 года, поддерживают технологию Software Defined Radio, которая позволяет программно перенастраивать оборудование на поддержку той или иной радиосети, будь то GSM, 3G или LTE. Оператору нужно просто активировать функционал в имеющемся оборудовании. А стоимость модернизации ядра сети сравнительно невелика (по опыту модернизации до уровня 3G – порядка 20% инвестиций).

Вопрос экономии при разработке технологических стандартов для сетей LTE заявлен как один из приоритетных, поэтому новая сеть более эффективна. Сильно изменилась в сторону упрощения и внутренняя структура, или архитектура, сети. «В сети стало меньше устройств и интерфейсов. Так, больше нет оборудования, аналогичного контроллерам базовых станций 2G или контроллерам радиосети 3G. Одна часть их функциональности перешла в базовые станции LTE, другая – в компоненты пакетного ядра сети LTE», – рассказывает инженер-консультант Cisco Александр Фелижанко. Сами базовые станции, подчеркивает Андрей Алексеев, стали более интеллектуальными, теперь на их уровне решается такая важная задача, как автоматический переход абонента из зоны обслуживания одной станции в зону обслуживания другой. Эти изменения, по расчетам специалистов Huawei, позволяют снизить расходы на эксплуатацию сети на 20% (по сравнению с сетью 3G) и более – когда придет время увеличения мощностей (пропускной способности и емкости) сети.

Стремление к экономии при переходе к четвертому поколению нашло отражение и в том, что ядро сети LTE – универсальное, открытое для всех сетей доступа, в том числе традиционных 2G и 3G, Wi-Fi и WiMAX и даже для сетей широкополосного фиксированного доступа. На практике это означает, что, модернизировав ядро сети, можно комбинировать в различных сочетаниях ту или иную ее функциональность, добиваясь решения стоящей перед оператором задачи с минимальным количеством оборудования, поясняет Фелижанко. Это открывает широкие возможности для плавной миграции сетей предыдущего поколения и их абонентов к LTE.

Ящик Пандоры

С позитивными рассуждениями о новых принципах построения сети и успехах производителей оборудования соседствуют пессимистичные ожидания. Общие затраты сотовых операторов будут значительны, убежден директор ИТ-департамента компании «NEC Россия» Николай Ильин, поскольку, даже если удастся относительно недорого модернизировать сотовую сеть, остается фиксированная транспортная сеть, которую необходимо подготовить к передаче огромного потока данных. Транспортную сеть, добавляет он, операторам надо приготовиться расширять постоянно. И дело не в каких-то скрытых платежах.

Сама услуга мобильного интернета, главное достижение сетей третьего поколения, уже повлиявшее на рынок сотовых телефонов (увеличилось распространение смартфонов) и персональных компьютеров (стали популярны планшетные компьютеры), для операторов оказывается опасной. То, что делают игроки рынка на основании двухлетней истории его развития, поражает воображение. «В 2010-м по сравнению с предыдущим годом средняя скорость мобильного соединения удвоилась, а к 2015-му прогнозируется ее рост в десять раз», – цитирует выводы аналитического отчета компании Cisco Systems Russia Александр Фелижанко. Также к 2015 году ожидается 18-кратный рост количества смартфонов, дополняет Сергей Максаков. Общим итогом, по расчетам Bell Labs Research, к 2015 году мы увидим 30-кратное увеличение объема информации, передаваемой по беспроводным сетям.

Такая скорость и соответствующие нагрузки на сеть обещают непрекращающуюся модернизацию. Сложившаяся практика тарификации услуги широкополосного доступа в интернет, когда с ростом нагрузки на сеть абоненты не платят больше (многие сидят на безлимитных тарифах), предполагает, что доход оператора остается на месте, замечает Ильин. Не случайно в рекомендации консорциума 3GPP, который разрабатывал технические спецификации сетей нового поколения, включена такая модель развития, когда сеть LTE, принадлежащая одному лицензированному оператору, используется несколькими операторами мобильной связи. У мировых лидеров нет уверенности, что операторы поодиночке смогут отвечать на вызовы мобильного интернета.

Переквалифицироваться

Получается замкнутый круг: вложения в развитие сетей, с одной стороны, открывают новый рынок, с другой – влекут за собой еще большие вложения. Впрочем, эта установка требует одного важного уточнения: операторы могут оказаться не в состоянии ответить на вызовы сети, если не научатся извлекать дополнительную прибыль из тех новых услуг, что обеспечивают их каналы связи. Да, интернет растет стремительно, и в этом большой вызов индустрии телекоммуникаций, но в то же время огромный шанс для операторов. Ведь увеличивается не только объем данных, получаемых пользователем, но и активность пользования интернет-сервисами.

Где найти источники дополнительного дохода? Два базовых направления на поверхности: более дифференцированный подход к конечным абонентам и компаниям, создающим интернет-сервисы. Принцип all-over-IP (все услуги организованы с помощью IP-протокола и передаются IP-пакетами) подразумевает, в частности, что вместо выделения каналов под голосовые и другие услуги (как в существующих сетях) оператором используется принцип приоритетности услуг. Та же голосовая связь сохранит высокое качество, потому что пакеты, передающие голос, будут иметь приоритет и идти в сетях первыми. Принцип приоритетности может быть расширен и на весь пакет услуг для конкретного абонента или группы абонентов. То есть по запросу клиент будет получать высококачественный голосовой сервис, нерассыпающуюся картинку при просмотре потокового видео или в видеочате. Соответственно, предоставление услуг повышенного качества становится дополнительным источником дохода оператора.

Аналогичный принцип можно реализовать при общении с компаниями, поставляющими клиенту сервисы. Оператор может привязать более высокий или низкий приоритет к данным и к некому интернет-адресу, то есть сделать одни интернет-сервисы более доступными в хорошем качестве, чем другие. Собственно, периодические жалобы компаний, которые в сетях сотовой связи дают интернет-телефонию (как Skype), свидетельствуют, что операторы уже активно используют эту возможность фильтрации трафика, но пока только в запретительных целях.

Помимо этих мер, которые находятся в сфере полномочий оператора, есть еще активно обсуждаемая возможность более тесного сотрудничества операторов с ИТ-компаниями, создающими новые интернет-сервисы. Тут диапазон взаимодействия максимально широк – от агентских схем до создания операторами дочерних компаний, которые будут создавать контент. Лидеры сотовой связи уже осознали преимущества такого сотрудничества. Но в настоящее время это скорее эксперименты, а не составляющие бизнес-модели.

Операторам, ориентирующимся на развитие мобильного интернета, необходимо менять свои бизнес-модели. Достаточно взглянуть на их отчеты. Главным источником дохода, приносящим более 80% прибыли, остается услуга голосовой связи, которая, вообще-то, забирает максимум 10% канала оператора. В то же время мобильный интернет, «забивающий» оставшиеся 90% канала, приносит менее 10%. Такую схему никак нельзя назвать эффективной с точки зрения эксплуатации сети (и, очевидно, возврата вложений – ведь сети 3G строились ради мобильного интернета).

Вместе с тем нельзя не отметить, что нахождение новых вариантов взаимодействия с участниками соседних рынков, гибкость в общении с клиентами лучше удаются небольшим компаниям. На рынке фиксированной связи это проявляется достаточно отчетливо: в корпоративном сегменте такие операторы оказываются быстрее крупных игроков, легче завоевывают лояльность клиентов, внедряют в их среде новые услуги. Так что не зря региональные операторы требуют, чтобы о них не забыли при распределении разрешений на строительство сетей нового поколения. 

Санкт-Петербург