Очередной «снаряд» КЭРППиТ

В новой Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга вновь ставятся заведомо невыполнимые задачи

На сайте Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) на всенародное обозрение вывешен проект городского закона «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2012-2014 годы». Стратегический документ уже одобрен правительством, в ближайшее время будет принят ЗакСом и вступит в действие. Главная цель программы – обеспечение качественной жизни горожан. Это уже третья с 2005 года попытка петербургских властей законодательно закрепить направления стратегического развития мегаполиса и скорость движения. С прежними программами, признает председатель КЭРППиТ Евгений Елин, получилось не то чтобы очень. «БалтИнфо» цитирует чиновника: «Мы двигались, как снаряд или спутник, и только констатировали происходящие факты».

Чем новая программа, улучшенная, будет отличаться от предыдущих? Проведем простейший сравнительный анализ с применением подручных средств – текстов двух документов и обычного калькулятора. Начнем с «литературного анализа произведения». Разница авторских стилей сразу бросается в глаза. Программу-2011, судя по всему, писали люди с консервативным складом мышления: сформулированные в ней цели и показатели обыденны и в общем совпадают со структурой отчетов Петростата об экономическом развитии и уровне жизни населения. Новая команда куда креативнее и современнее. Число разработанных ею целевых ориентиров возросло почти вдвое, а формулировки стали больше отвечать духу времени: «технологические инновации», «объем внутренних затрат на исследования и разработки», «все основные виды современных условий обучения».

Эта же команда достойна специального приза за идеалистический подход к жизни. Помимо количественных целевых ориентиров она включила в программу два качественных. Авторы собираются замерять удовлетворенность населения качеством услуг ЖКХ и уровнем образования. Причем если в отношении ЖКХ цели довольно скромные (обнаружить в следующем году 34% довольных), то во втором случае речь идет о заоблачном показателе – 70%. Запланировать такой процент удовлетворенных состоянием дел в образовании мог только человек, абсолютно оторванный от реальной жизни. Впрочем, так как доля будет подсчитываться от числа опрошенных, то при умелом формировании выборки можно добиться блестящих результатов.

Теперь немного арифметики. Многие значимые целевые показатели качества жизни населения в Программе-2014 оказываются значительно снижены – так сказать, прошли посткризисную корректировку. Главный целевой показатель – отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума – на 2012 год установлен на уровне 4,4. Тогда как исходя из Программы-2011 уже в этом году среднедушевые доходы петербуржцев должны были в 5,2 раза превысить прожиточный минимум. Однако не превысили. Официальное соотношение этих двух величин равняется четырем. Если же считать «по-честному», то кратность не превысит и трех, ведь повышение прожиточного минимума в последние три года сильно отставало от роста доходов населения. Ну что ж, понятно: кризис помешал воплотить наполеоновские планы Программы-2011 в жизнь. Как и выполнить другой норматив – снижение количества горожан с доходами ниже прожиточного минимума до 7,1%. Город по этому показателю вернулся примерно к состоянию 2008 года: количество бедных вновь приблизилось к 9%, и в новой программе отсчет начинается с этого уровня.

Борьба с коммуналками, судя по всему, и вовсе зашла в тупик. В Программе-2011 предполагалось в течение четырех лет снизить их число со 111 до 88 тыс., то есть расселять почти по 6 тыс. квартир в год. Не получилось – в городе до сих пор сохраняется 103 тыс. коммунальных квартир, и в Программе-2014 запланированы вдвое меньшие темпы их расселения. Если до кризиса с застарелой питерской проблемой Смольный собирался покончить за 20 лет, то теперь потребуется почти 45.

Вот что интересно: рядом с подправленными в соответствии с жестокой реальностью показателями в Программе-2014 появились новые, выполнимость которых, мягко говоря, сомнительна. К примеру, для оценки обеспеченности граждан жильем впервые введен норматив «Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек». В следующем году этот показатель должен составить 4,57 года (за такой период среднестатистическая семья из мамы, папы и ребенка должна, отказывая себе буквально во всем, накопить на квартиру, соответствующую социальным нормам жилой площади).

Считаем. Средняя номинальная начисленная заработная плата в 2012 году, говорится в программе, составит 34,7 тыс. рублей. Отнимаем налоги, умножаем на два (предполагая, что ребенок все-таки еще не работает), проводим ряд понятных манипуляций с учетом месяцев и квадратных метров. Получается, что для выполнения данного норматива в следующем году 1 кв. м жилья в среднем должен стоить 61 тыс. рублей, а вся квартира – 3,3 млн. Для справки: по данным аналитиков «Бюллетеня недвижимости», сегодня средняя цена 1 кв. м на рынке Петербурга превысила 80 тыс. рублей и тренд на повышение сохраняется, а объемы строительства (даже по оптимистичным прогнозам Программы-2014) отстают от докризисных.

Похоже, авторский коллектив Программы-2014 не пугают результаты деятельности предшественников. Уже ясно, что через три года вместо отчета о выполнении программы мы вновь услышим образные сравнения из области баллистики.