Методика составления рейтинга

24 октября 2011, 00:00
  Северо-Запад

В качестве главного критерия составления рейтинга «Эксперт Северо-Запад – 250» принят показатель, характеризующий объем реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году. Если в силу специфики деятельности компании этот показатель не может быть применен (например, для банков и страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально близкие к нему по экономическому смыслу. Для более полной картины в списках приведены и другие характеристики – объем реализации продукции за 2009 год, прибыль.

Участие в рейтинге не имеет ограничений отраслевого характера. В результате в него вошли компании практически из всех основных сфер экономики. Место предприятия в рейтинге определялось путем ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году. В зависимости от профиля деятельности конкретной компании под этим термином понимается:

  • для компаний, занятых в промышленности, АПК, сфере телекоммуникаций, транспорте, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, – объем выручки от продаж продукции (товаров, работ, услуг) за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей;
  • для банков – сумма процентных доходов (до вычета расходов), комиссионных доходов и чистых непроцентных доходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой. Источником этих данных стала бухгалтерская отчетность банков, подготовленная только по стандарту МСФО;
  • для страховых компаний – сумма подписанных страховых премий и чистого дохода от инвестиций за вычетом премий, переданных в перестрахование (МСФО, US GAAP), или сумма страховых премий (взносов) за вычетом взносов, переданных в перестрахование, и доходов по инвестициям за вычетом расходов (РСБУ).

Когда в списке оказывались холдинги, их дочерние компании в список уже не включались, дабы избежать двойного счета. При пересчете выручки за 2010 год в доллары использовался средневзвешенный курс доллара 30,38 рубля за доллар. При прочих равных условиях приоритет отдавался данным отчетности, подготовленной в соответствии со стандартами МСФО или US GAAP, а также анкетным данным компаний.

Сбор данных о компаниях осуществлялся в три этапа.

Первый – подготовительный. На основе рейтингов прошлых лет, статотчетности за 2010 год, оперативной статотчетности, сообщений СМИ составлен список потенциальных участников рейтинга. На втором этапе проведен опрос компаний – кандидатов в рейтинг. Запрашивались основные показатели деятельности за 2009-2010 годы. На третьем этапе пробелы в собранной информации были восполнены за счет данных Росстата, министерств и ведомств, корпоративных сайтов в интернете.

Для подготовки рейтинга использовалась информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в Системе профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) агентства «Интерфакс».