Совокупность факторов

Евгений Михайловский: «Наша задача – обеспечить развитие не только городов, но и районов Архангельской области через межбюджетные трансферты и другие программы поддержки»

Фото: Правительство архангельской области

В рейтинге 250 крупнейших компаний Северо-Запада предприятия Архангельской области представлены не очень обширным списком, однако возможности для роста регионального бизнеса очевидны. Министр экономического развития области Евгений Михайловский оценил в интервью «Эксперту С-З» промышленный потенциал Поморья и рассказал о том, как рост промышленности качественно отразится на развитии территорий.

– В рейтинге ТОП-250 «Эксперта С-З» 2011 года Архангельскую область представили порядка десяти компаний. Это предприятия лесопромышленного комплекса, транспортного сектора, судостроения и торговли. Они же – основные секторы экономики, формирующие основу внутреннего регионального продукта региона. Что касается добывающей составляющей, то представленные в ТОП-250 компании относятся к нефтедобывающему сектору Ненецкого автономного округа.

Причем по итогам первого полугодия текущего года по большей части видов экономической деятельности Архангельской области наблюдался рост экономических показателей. Это говорит и о наличии промышленного потенциала.

Промышленный потенциал развития базовых отраслей зависит от множества факторов, как находящихся в компетенции региональных и местных органов власти, так и не зависящих от нас. Например, в лесопромышленном комплексе рост будет обусловлен повышением уровня переработки древесины и увеличением выпуска продукции более высокого передела, а в добывающем секторе – модернизацией и вводом новых мощностей на алмазных месторождениях, гипсовом и цементном производствах.

Отдельно стоит отметить высокий потенциал предприятий сферы судостроения, на которых имеются не полностью загруженные производственные мощности.

Кроме того, в условиях объективных ограничений для расширения базовых секторов экономики важным ресурсом должны стать внутренние средства региона в виде доходов населения, которые традиционно направляются на питание, приобретение товаров и услуг. На протяжении последних лет объемы в пищевой промышленности постоянно отстают от оборота розничной торговли. Таким образом, товары местных производителей в торговле замещаются привозными. Стимулирование развития производства местного продовольствия будет способствовать повышению занятости населения, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, увеличению доли местных товаров в обороте торговли.

Сельское хозяйство (в настоящее время объем продукции сельского хозяйства – 9 млрд рублей) должно создавать сырьевую основу для местной пищевой промышленности, замещать импорт на наших прилавках, обеспечивать занятость сельского населения. Строительство, в том числе малоэтажное, может формировать спрос как для местной деревообработки (сегодня продукция преимущественно экспортируется), так и для производства строительных материалов.

Есть куда расти

– Как бы вы оценили активность бизнеса по реализации проектов на территории области?

– Положительно, причем об этом свидетельствуют цифры. В январе-августе текущего года объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики и социальной сферы, по крупным организациям составил 19,5 млрд рублей, что в 1,6 раза выше уровня января-августа 2010-го, и данный показатель – один из лучших в Северо-Западном федеральном округе.

– Какова доля участия в бизнесе в Архангельской области бизнесменов из других регионов? Ощущаете ли вы приход федеральных игроков?

– Да, в нашем регионе появляются новые федеральные игроки, один из последних примеров – сеть продовольственных магазинов «Магнит». На территории области работают и другие федеральные компании – в сфере транспорта и связи, в банковском и добывающем секторах, например РЖД и «Ростелеком». За 2010 год прибыль филиалов, головные предприятия которых находятся за пределами области и округа, составила по Архангельской области и Ненецкому автономному округу соответственно 64 и 77%.

– Насколько интенсивно предприятия Архангельской области используют инновационный потенциал?

– На мой взгляд, они этот потенциал никак не используют, а он есть, и немалый. О его наличии свидетельствует хотя бы один факт – создание в Архангельске Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ), целью которого является обеспечение инновационной, научной и кадровой поддержки, защиты геополитических и экономических интересов России в Арктике, а также стратегического партнерства с бизнес-сообществом, – так сказано в Программе развития университета.

Обеспечить полноценное развитие

– Существует ли в Архангельской области стратегия пространственного развития территорий?

– Уточню: разработана схема территориального планирования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. Данная схема, выполненная ФГУП «РосНИПИурбанистики», также согласована на региональном уровне и направляется на окончательное согласование в Министерство регионального развития РФ, после чего будет утверждена.

Документ достаточно объемный и предполагает множество направлений по пространственному развитию области и концентрации населения вокруг производственных центров. Кроме того, в настоящее время разрабатываются объединенные схемы территориального планирования районов Архангельской области, разделенной на четыре кластера.

– В области есть ярко выраженный центр – город Архангельск, а также мощные индустриальные центры – Северодвинск, Коряжма. Кроме того, активно развивается Плесецк. Нет ли ревности со стороны других районов? Какое внимание уделяется им?

– Ревность есть, но совершенно иного характера. Мы смотрим, как развивается ситуация в различных муниципальных образованиях. Прекрасно понимаем, что Северодвинск, Архангельск, Коряжма привлекают наиболее активную часть населения области, молодежь. Наша задача как органов власти – обеспечить развитие не только городов, но и районов области через межбюджетные трансферты и другие программы поддержки (субсидирование малого бизнеса, межмуниципальные программы развития и т.д.).

– Северодвинск – один из центров российского судостроения. Существует ли специальная программа его развития?

– Есть комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска на 2010-2020 годы, который должен создать условия для обеспечения его экономической и социальной стабильности за счет диверсификации производства, снижения монопрофильности, создания конкурентоспособного производства и повышения финансовой устойчивости.

В проекте принимают участие многие предприятия города. В основу реализации инвестиционного плана заложены реконструкция и модернизация основных производственных фондов на градообразующих предприятиях. Инвестиционный план включает 37 инвестиционных проектов, в том числе 13 – в области промышленного производства, четыре – в агропромышленном комплексе, а также ряд проектов по развитию малого и среднего предпринимательства. Для реализации запланированных мероприятий предполагается привлечь около 40 млрд рублей на период с 2010-го по 2020 год.

– И какого эффекта вы ожидаете?

– Планируемое повышение загрузки производственных мощностей предприятий Северного центра судостроения и судоремонта обеспечит доведение к 2020 году объема отгрузки товаров до 130,8 млрд рублей. Последовательная диверсификация производственной деятельности позволит увеличить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения до 60%, сохранить более 9 тыс. постоянных рабочих мест и дополнительно создать около 500 новых, обеспечив занятость работников благодаря повышению доли гражданской продукции. К 2020 году доля занятых в производстве гражданской продукции от общей численности работающих на градообразующих предприятиях составит не менее 60%.

Активная поддержка малого предпринимательства позволит увеличить число малых предприятий к 2020 году в 1,7 раза, а долю занятых в них – в 2,2 раза. В рамках реализации проекта в субъектах малого и среднего предпринимательства будет создано 3,3 тыс. рабочих мест. К тому же году уровень безработицы снизится в четыре раза и составит 1,6% экономически активного населения Северодвинска.

За счет роста налоговых доходов ожидается повышение общих доходов местного бюджета. Доля собственных доходов в объеме местного бюджета составит 80,6% в 2015 году и 87% в 2020-м. Данное соотношение будет достигнуто за счет поступлений налога на доходы физических лиц, который обеспечивает основную часть поступлений в местный бюджет (до 63%). В итоге реализация комплексного инвестиционного плана в муниципальном образовании «Северодвинск» позволит реализовать диверсификацию экономики города, создать современный судостроительный комплекс, ориентированный на выпуск конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках продукции, организовать комфортную среду проживания.

В содружестве с природой

– Один из примеров проектного развития территорий – строительство туристического комплекса «Летняя Золотица» на берегу Онежского залива. Как возникла идея реализовать этот проект и на какой стадии реализации он находится?

– Комплекс «Летняя Золотица» позиционируется как крупнейший в Европе экоотель. Речь идет о программе перспективного развития муниципального образования «Летне-Золотицкое» Приморского района Архангельской области «Создание на Онежском полуострове инфраструктуры для поддержки зоны устойчивого туризма на Соловецком архипелаге и близлежащих территориях». Проект работает и с каждым годом привлекает все больше туристов. Инициатор и инвестор проекта – клуб «Живая природа», зарегистрированный в 2002 году в деревне Летняя Золотица.

Эта программа – пилотный многоэтапный модульный проект построения интегрированной экологической сельскохозяйственной системы для нужд местного населения и туристической инфраструктуры в районе Соловецкого архипелага и Онежского полуострова. Проект ставит целью создание экорайона с современной инфраструктурой, применением энергосберегающих технологий, малыми сельхозпроизводствами с глубокой переработкой продукции, рассчитанными на самообеспечение и экологическую чистоту.

Клуб «Живая природа», еще находясь на стадии инвестирования, уже превратился в градообразующее предприятие. В муниципальном образовании создан уникальный туристический комплекс круглогодичного использования, в котором обеспечены условия для возрождения региона и опробована модель автономного экосберегающего предприятия с современной культурой, которая транслируется на весь уклад жизни местного населения. В распоряжении клуба имеется построенное по специальному заказу морское судно на воздушной подушке, которое круглогодично может доставлять пассажиров из Архангельска в Летнюю Золотицу за пять часов, а из Золотицы на Соловки – всего за 40 минут.

– Как будут развиваться Соловецкие острова?

– Развитию Соловецких островов правительство Архангельской области уделяет особое внимание: с целью устойчивого социально-экономического, пространственного и инфраструктурного развития этой территории сформирована долгосрочная градостроительная стратегия. Она тесно связана с уникальным историко-культурным значением поселка. Именно эта особенность – наличие многочисленных историко-культурных объектов федерального уровня и одного из важнейших для России центров русской православной культуры Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря – определила необходимость решения сложнейшей задачи по развитию социальной инфраструктуры и благоустройству поселка.

В соответствии с градостроительной стратегией предусмотрено упорядочение существующей индивидуальной жилой застройки. Так, несколько домов расположены в зоне прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны на берегу Святого озера, а также на берегу моря у Филипповской часовни. При этом часть жилых зданий находится на территории памятников. Эти особенности легли в основу проекта, предполагающего новое индивидуальное жилищное строительство для замещения этих домов, которое предполагается осуществить в основном в южной части поселка. В части реконструкции сохраняемых многоквартирных домов планируется их перевод на центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, подключение к централизованной канализации. Что касается новой застройки, то планируется возведение двухэтажных деревянных домов каркасного типа с улучшенной планировкой.

Генпланом также предусмотрено принципиально новое планировочное решение – формирование зоны общественного центра вокруг Соловецкого кремля на территории пешеходно-экскурсионного обслуживания с размещением здания администрации муниципального образования «Соловецкое», социально-культурного центра. Согласно Генплану, соловецкий ансамбль должны пополнить школа, детский сад, поликлиника, стадион и административное здание музея. В числе новаций – организация рекреационных зон, которые включают в себя мемориальную парковую зону, посвященную советскому периоду, разбивку парков, скверов и бульваров в северной и южной частях поселка с установкой малых архитектурных форм.

Комплексом мер по развитию транспортной инфраструктуры предусмотрены реконструкция взлетно-посадочной полосы, строительство нового здания пассажирского терминала с комплексом служебных помещений и благоустройство парковочной зоны. В целях повышения роли морского водного транспорта предлагается реконструкция двух причалов грузопассажирского и пассажирского назначения, обеспечивающих связь с материком.

От чего зависит прирост

– Планируется ли создание в Архангельской области индустриальных парков?

– Это один из наших приоритетов – создание сети промышленных парков – земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения новых производств. Инвестор, получая возможность строительства на подобных территориях, существенно сокращает свои инфраструктурные риски, а также период реализации всего проекта. Уже определены три подходящие площадки. Средства на разработку проектной документации предусмотрены в областном бюджете. В настоящее время разрабатывается концепция промпарка в так называемом завокзальном районе Архангельска. Основной упор будет сделан на глубокую переработку древесины, альтернативную энергетику, нефтегазовый комплекс.

– Как отразится на росте промышленных сегментов экономики региона реализация проекта по строительству близ Архангельска глубоководного порта?

– Строительство нового глубоководного района Северный Архангельского порта с грузооборотом 28 млн тонн в год, неотъемлемой составляющей магистрали «Белкомур», – один из ключевых инфраструктурных логистических проектов региона.

Архангельский транспортный узел уже сейчас служит крупнейшей перевалочной базой для поставок, которые обеспечивают крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири. В частности, через Архангельский морской торговый порт полным ходом идут поставки труб большого диаметра для подводного магистрального газопровода Бованенково – Ухта через Байдарацкую губу. Очевидно, что начало реализации заявленных арктических проектов, большинство которых рассчитаны на 25, 30 и более лет, потребует колоссальных объемов поставок сырья, материалов, машин и оборудования, а значит, повлечет за собой многократный рост грузопотока через Архангельск во всех направлениях.

Строительство нового порта обеспечит колоссальный объем работ для всего строительного комплекса региона, включая Савинский цементный завод. А стройиндустрия, как известно, создает максимальный мультипликативный эффект для всей экономики, в том числе для обрабатывающих производств, энергетики, транспорта. Новый порт даст возможность создать в Архангельской области до 9 тыс. рабочих мест.

– В настоящее время активно обсуждается разработка Штокмановского месторождения. Как предприятия области могут участвовать в этом проекте?

– С разработкой Штокмана мы связываем большие надежды. Область готова, к примеру, организовать подготовку специалистов на базе архангельских учебных заведений, в первую очередь САФУ, разместить на своей территории комплексную базу обеспечения проекта. В увязке с использованием архипелага Новая Земля выстраивается наиболее оптимальная логистическая схема проекта.

Также мы можем предложить нанесение утяжеляющих покрытий на трубы большого диаметра для подводных газопроводов (в Архангельске уже создано подобное производство), изготовление модулей добычного судна и строительство флота обеспечения, авиационное обеспечение силами архангельских авиапредприятий. Металлообрабатывающие заводы области готовы изготовить металлоконструкции для береговых объектов, обеспечить их доставку и монтаж на месте, строительные компании, в свою очередь, возьмутся за общестроительные работы. Рассматривается возможность создания в Архангельске различного рода вспомогательных производств, а также полигона по утилизации нефтешлама.

– Какие еще точки роста существуют у бизнеса Архангельской области? Можно ли ожидать прироста предприятий?

– Как я уже говорил, существуют как традиционные точки роста (повышение уровня передела продукции лесопромышленного комплекса, привлечение новых заказов военной и гражданской специализации на предприятия судостроения, расширение мощностей и модернизация на предприятиях добывающего сектора, развитие транспортной инфраструктуры), так и потенциальные. Среди них – увеличение объемов производства сельхозпродукции, продовольствия (из сельхозкультур, из продукции животноводства и рыболовства), развитие жилищного строительства, в первую очередь индивидуального, с увеличением спроса на местные стройматериалы и продукцию деревообработки.

Архангельск