Истина конкретна

Петербург и Южная Корея обладают значительным потенциалом для экономического и культурного сотрудничества. Достигнутые договоренности необходимо обеспечить конкретными инвестиционными проектами

Фото: Георгий Дмитриев

Удивительное сочетание небоскребов и приземистых азиатских улочек, повсеместное распространение высоких технологий, реальное, а не на словах, воплощение давно известного лозунга «Всё во имя человека!» – вот лишь некоторые впечатления от нескольких дней пребывания в Южной Корее в ходе визита в эту страну делегации правительства Санкт-Петербурга. Переговоры, которые провели участники делегации в Сеуле, Пусане, Инчхоне и Тэгу, стали своеобразным превью состоявшегося на минувшей неделе в Петербурге II Форума «Диалог Россия – Южная Корея».

Южная Корея – стратегический партнер Петербурга, по итогам 2010 года корпорация Hyundai стала крупнейшим инвестором Северной столицы (более 500 млн долларов) благодаря запуску автомобильного завода, а также формированию вокруг него своеобразного мини-кластера по производству компонентов. Опыт реализации проекта Hyundai городские власти готовы проецировать на другие перспективные инвестиционные проекты с участием корейского бизнеса.

Проект первый. Морской

Пусан, второй по величине после Сеула город Южной Кореи, – еще и крупнейший порт страны. В силу известных геополитических причин (в Южную Корею невозможно доставить грузы наземным транспортом, так как в этом случае дорога проходила бы по территории Северной Кореи) все экспортно-импортные поставки осуществляются либо морским, либо авиационным транспортом. При этом доля морских перевозок существенно преобладает. «Динамика экономического роста города в первую очередь связана с морскими грузоперевозками, наш порт обрабатывает 70% общего грузопотока, поступающего морским путем», – говорит вице-мэр Пусана по экономическим вопросам Ли Ки Ву. Однако в бюджет города деньги от деятельности порта не поступают – все портовые активы принадлежат государству, соответственно, доходы идут напрямую в госбюджет. «Пусан, в свою очередь, сделал ставку на развитие предпортовых территорий. Здесь возводят склады логистические компании, строятся промышленные предприятия, открываются офисы компаний, оказывающих сервисные услуги», – объясняет Ли Ки Ву.

Председатель Комитета по внешним связям Петербурга Александр Прохоренко считает, что опыт мэрии Пусана по организации портового бизнеса, развитию предпортового пространства, созданию качественных логистических схем может быть полезен при обсуждении проектов, связанных с развитием Большого порта Санкт-Петербург. Интересны и технологии, которые применяются судостроителями Южной Кореи, лидерство которых в этой сфере очевидно. Головные офисы судостроительных компаний расположены в Сеуле, но производственные мощности размещены по побережью страны, причем по большей части сконцентрированы в Пусане.

В 2011 году объем судостроительных заказов, размещенных в Южной Корее, составил 37,8 млрд долларов. Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries – три крупнейшие судостроительные компании мира, получившие вместе в стоимостном выражении 40% всего объема заказов 2011 года. Этому способствовали и высокие мировые цены на энергоресурсы, которые привели к резкому росту заказов на нефтеналивные танкеры, суда для перевозки сжиженного природного газа и морские буровые установки. «В условиях неопределенности мирового рынка все готовы вкладывать деньги только в те проекты, которые принесут прибыль. И энергетика точно входит в их число. Поэтому корейские судостроители, наработав опыт по созданию судов для топливно-энергетического комплекса, имеют наибольшее преимущество в этой области», – полагает аналитик компании Korea Investment & Securities Ричард Парк.

Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (ТПП) Антон Савощев в качестве иных примеров возможного сотрудничества между городами называет проекты в сфере фармакологии и биотехнологий. Вице-президент ТПП Пусана Пак Чон Су с подобными перспективами согласился и пояснил, что России и Южной Корее необходимо достичь соответствующих соглашений сначала на правительственном уровне, с тем чтобы ТПП подключились к практической реализации совместных инвестиционных программ.

Проект второй. Медицинский

Город Тэгу, с которым Петербург установил побратимские связи в 1997 году, был и остается крупным транспортным узлом, поскольку находится на пересечении рек Кымхоган и Нактонган. В прежние времена город был административным, экономическим и культурным центром региона Кенсандо, впоследствии эту роль у него перехватил Пусан. Главные отрасли промышленности Тэгу – текстильная промышленность, металлургия и машиностроение. Однако вице-мэр города Ку Бон Ву признает, что текстильщики постепенно уступают свою долю на рынке. Впрочем, замена лидера получилась адекватной – на первое место вышло производство медоборудования. Эту отрасль в Корее давно признали стратегически интересной, и Тэгу постепенно становится столицей медицинского оборудования. Очевидно, что наработки предприятий Тэгу в этой сфере могут пригодиться при формировании фармацевтического кластера в Петербурге.

Рассчитывают в Тэгу и на приток российских туристов. В 90-е годы прошлого века их число не превышало 40 тыс. человек, однако к концу 2000-х количество гостей из России перевалило за 100 тыс. По сравнению с 2008 годом к 2010-му поток россиян, приезжающих на отдых в Корею, вырос на 19%, до 137 тыс. человек.

Одна из главных достопримечательностей Тэгу – буддийский храм Хэинса, самый красивый храм страны. Буддистов сюда привлекает не только уникальная архитектура, но и само место – священное для корейцев. Именно здесь находится старинное хранилище древних рукописей, в том числе самая полная версия законов буддизма в Азии – Трипитака Кореана (Tripitaka Koreana). Эти свитки нельзя увидеть в свободном доступе, однако само их наличие придает определенный колорит древнему городу.

Особенно привлекательным видом отдыха для россиян может стать медицинский туризм, отмечает исполнительный директор Корейской организации туризма Ли Чхам. Несколько лет назад лечение иностранных пациентов в Корее запрещалось законом, но после снятия этих ограничений в 2009 году началась активная пропаганда корейской медицины по всему миру. Уже в прошлом году более 80 тыс. человек прибыли в республику именно для лечения.

На взгляд Антона Савощева, также необходимо расширять деловое сотрудничество за счет совместной работы в офисе российских и южнокорейских сотрудников ТПП. Такая форма взаимодействия дает возможность быстро, профессионально и качественно предоставлять услуги предпринимателям, ускорить поиск и обмен информацией, организацию деловых встреч. К тому же предприниматели смогут общаться с сотрудниками ТПП на родном языке. «Мы бы хотели расширять такую форму сотрудничества. Возможно, не на постоянной основе, а, скажем, на протяжении двух-трех месяцев. В целом подобный метод работы дает ощутимый эффект и импульс к развитию бизнес-контактов», – уверен Савощев.

В ТПП Санкт-Петербурга считают, что это только начало пути. Предприниматели Северной столицы проявляют интерес к стажировкам менеджеров из таких областей, как судостроение, автомобилестроение, фармацевтика, производство медикаментов и медоборудования, научные медицинские разработки. Речь в данном случае идет об обмене специалистами на один-два месяца. Они могли бы стажироваться на предприятиях, слушать лекции в университетах, а также выполнять практическую работу.

Проект третий. Инновационный

«Наша компания производит автокомпоненты, и мы, безусловно, заинтересованы в сотрудничестве с автопроизводителями из Петербурга, однако пока реальных проектов нет», – констатирует менеджер по продажам SJ Auto Анна Грек. При этом SJ Auto работает с автопроизводителями из других регионов России и на первое место в списке необходимых условий для начала работы на Северо-Западе РФ Грек ставит поддержку местных администраций. Генеральный директор OSG Korea Corp Хан Ву Ри также заинтересован в выходе на петербургский рынок, однако пока предпочитает ограничиться маркетинговыми исследованиями. OSG Korea поставляет металлорежущие инструменты в Корею, Китай, США, и в настоящее время Россия для нее – скорее второстепенный рынок.

Беседуем мы с бизнесменами на одном из последних этажей небоскреба Центра коммерции и промышленности Инчхона, откуда открывается завораживающий вид на осваиваемые территории. Старый Инчхон, известный многим россиянам по истории с крейсером «Варяг» под своим прежним именем – Чемульпо, с высоты не виден. В середине 1990-х годов часть залива Канхнавам в Желтом море была засыпана и на ней начали возводить, по сути, новый город. Проект New Songdo City предусматривает сосредоточение в Инчхоне иностранных компаний различного профиля, международной торговли и высоких технологий, он должен стать местом для экологически дружественного городского образа жизни. Проект планируется завершить к 2020 году.

Пока New Songdo City, при всей своей урбанистической красоте, представляет собой незаконченный проект. Небоскребы соседствуют с пустующими заболоченными участками, некоторые дороги заканчиваются в чистом поле. Намывные территории полностью не освоены, однако здесь уже создана полномасштабная транспортная инфраструктура. Дорожная сеть, остановки общественного транспорта, метро, которое соединено с метрополитеном Сеула, расположенного в 40 км от Инчхона.

Мэр Инчхона Сон Ен Гиль при подписании меморандума о развитии отношений побратимства между Петербургом и Инчхоном обозначил несколько приоритетных проектов. По его мнению, основной потенциал взаимодействия городов лежит в научно-культурной сфере, в области инноваций и высоких технологий, туризма и ярмарочной деятельности. Александр Прохоренко, в свою очередь, отметил, что в ближайшее время будет подписана программа совместных действий на ближайшие три года, с тем чтобы отношения городов-побратимов «приобрели стройность, законченность и конкретность». 

Сеул – Санкт-Петербург