Производство против преференций

14 ноября 2011, 00:00
  Северо-Запад
Фото: CATERPILLAR
Мумин Аъзамхужаев объяснил принципы конкурентоспособности

На одном из своих российских заводов (в городе Тосно, Ленинградская область) Caterpillar Inc. начала выпускать внедорожные карьерные самосвалы модели 773E полной массой до 100 тонн и грузоподъемностью 55 тонн. На расширение работающего с 2000 года производства, куда инвестировано уже более 100 млн долларов и где выпускаются комплектующие для крупногабаритных машин и две модели гусеничных экскаваторов, только в этом году потрачено более 11 млн долларов. «Стратегия локального производства 773E в России и СНГ позволит нам быть конкурентоспособными и выигрывать на рынке, который обладает огромным потенциалом», – объясняет генеральный директор Caterpillar по России и странам СНГ Мумин Аъзамхужаев.

Карьерные самосвалы раньше в России не выпускались, поэтому на отечественном рынке продукция Caterpillar Inc. и других производителей из дальнего зарубежья конкурирует в основном с машинами белорусского БелАЗа. При формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана БелАЗ принимал активное участие в обсуждении ввозных таможенных пошлин на большегрузные карьерные самосвалы и настоял на сохранении ставки 25% и для карьерных самосвалов с гидромеханической трансмиссией, которые в государствах Таможенного союза не выпускались. Благодаря этому БелАЗ получил дополнительные ценовые конкурентные преимущества, а Caterpillar Inc., по заключению Торговой палаты США, оказался в числе 50 крупнейших иностранных фирм, наиболее пострадавших от таможенных пошлин на импорт своей продукции в Россию.

В октябре 2010 года ставку ввозной таможенной пошлины на большегрузные карьерные самосвалы снизили с 25 до 15%. Недавно компания «УК Мечел-Майнинг» обратилась в Минэкономразвития РФ с просьбой о дальнейшем снижении ставки ввозной таможенной пошлины на большегрузные карьерные самосвалы с 15 до 5% таможенной стоимости, мотивируя это отсутствием производства подобной техники в странах Таможенного союза, а Caterpillar Inc. приступила к локализации производства в самом массовом сегменте средних по грузоподъемности машин (полной массой до 100 тонн).

На заводе в Тосно производятся рамы самосвалов, осуществляются сборка и контрольные испытания шасси. Часть литых металлоконструкций для рам поставляется из Индии, а остальные узлы и комплектующие, в том числе двигатели и трансмиссии, поступают с других заводов компании. Из-за больших габаритов при подготовке к транспортировке и погрузке на железнодорожные платформы шасси частично разбираются, а окончательный монтаж самосвалов выполняется дилерами непосредственно у заказчиков. Кузова для самосвалов выпускаются также в России – на филиале завода Caterpillar в Новосибирске. В будущем году планируется собрать около 100 карьерных самосвалов, а в перспективе при наличии спроса предусмотрена возможность наращивания объема производства до трех раз.

Тосненское производство вряд ли останется единственным в России заводом по сборке карьерных самосвалов. На построенном в 2010 году предприятии «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» в Ярославле, где компания Komatsu выпускает гидравлические экскаваторы, планируется начать выпуск 90-тонных карьерных самосвалов модели HD785.