Добавить нули

На данный момент счет испанских компаний, инвестирующих в Россию, идет скорее на единицы, чем на десятки. Так что потенциал развития очевиден

Нельзя сказать, что Испания и Россия взаимодействуют плохо, однако очевидно, что нам есть куда расти, – это мнение наиболее популярно в среде испанских чиновников. «Россия – большая страна, большой рынок, обладающий значительным энергетическим потенциалом, ресурсами. Все больше испанских предприятий приходят в Россию, заключается все больше контрактов между российскими и испанскими предприятиями», – отмечает премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро.

Качественное улучшение

Наиболее заметная сфера экономических отношений России и Испании – торговля. Основные тренды – необходимость роста товарооборота, привлечение инвестиций и диверсификация экспортно-импортных поставок. Если рассматривать первый тренд, то испанский экспорт в Россию не превышает в среднем 3 млрд долларов в год, однако, по всем перспективным оценкам, Испания может достичь лучших показателей.

Еще скромнее результаты инвестиционного сотрудничества. Среднегодовые инвестиции испанского бизнеса в России не превышают 200 млн в год, а это нельзя считать серьезным показателем. Хотя структура испанских инвестиций в нашей стране охватывает различные отрасли, их размеры сравнительно невелики. Доля России в совокупных испанских капиталовложениях за рубежом в предкризисный период составляла менее 0,3%. Очевидный плюс – основные инвестиции направлялись в реальный сектор: в пищевую, горнодобывающую и табачную промышленность. Таким образом, испанские капиталовложения в России преимущественно производственные, направлены на расширение товарного рынка.

И конечно, одна из основных перспектив сотрудничества – расширение ассортимента внешней торговли. Если из Испании в Россию поставляется достаточно широкий перечень товаров – продовольствие, продукция машиностроения, химической и текстильной промышленности, то главная импортная статья из России (почти 90% общего объема поставок) – нефть и нефтепродукты.

Рост активности

В предкризисные годы наблюдался поступательный рост товарооборота при значительном преобладании российского экспорта над импортом. В кризисный 2009 год двусторонняя торговля ощутимо сократилась, но уже в прошлом году наблюдался заметный прирост.

Ничего неожиданного не произошло: Испании пришлось бороться с внутренним кризисом. Экономика страны в конце 2008 года вступила в рецессию, наиболее серьезными последствиями которой стали рост безработицы, стагнация в промышленности и строительстве, дефицит госбюджета и рост госдолга. Правительство приняло ряд антикризисных мер, прежде всего занявшись укреплением финансовой системы, поддержанием потребительского спроса и решением социальных проблем. Постепенно ситуацию удалось стабилизировать, и, как следствие, в прошлом году начался подъем экономической активности компаний из Испании на внешних рынках, в том числе в России.

Повлияло на качественное улучшение наших экономических взаимоотношений и проведение мероприятий в рамках Года Испании в России и Года России в Испании. В течение всего года проходили бизнес-форумы, выставки и встречи, направленные на то, чтобы бизнесмены двух стран лучше узнали друг друга. Определенным прорывом стал Петербургский международный экономический форум, на котором заключено несколько соглашений о сотрудничестве. Во время встречи в Северной столице президента РФ Дмитрия Медведева и короля Испании Хуана Карлоса I с представителями деловых кругов двух государств подписан меморандум о технико-экономическом сотрудничестве ОАО «Группа Альянс» и компании Tecnicas Reunidas S.A. Инвестиции в рамках меморандума оцениваются в 800 млн долларов. Кроме того, компания «РЖД» и корпорация Patentes Talgo S.L. договорились о поставке в Россию и техническом обслуживании железнодорожных вагонов.

В целом правительство Испании планирует осуществить в 2011-2012 годах так называемый план Made in/by Spain для России. План предусматривает порядка 150 мероприятий по продвижению на российский рынок испанских технологий, промышленных и сельскохозяйственных товаров, различных услуг.

Сближению интересов российских и испанских предпринимателей способствуют и специализированные бизнес-форумы. Это, в свою очередь, должно дать толчок для развития торгово-экономических связей на уровне не только крупных фирм, но и мелких и средних предприятий, которые в Испании составляют основу национальной экономики. Очередной подобный форум, который состоится в Москве, намечен на конец ноября, и уже можно констатировать большой интерес испанских компаний к участию в нем.

Единицы, но лучшие

На данный момент счет испанских компаний, инвестирующих в Россию, идет скорее на единицы, чем на десятки. Именно поэтому потенциал развития очевиден. Проявляют активность предприятия автомобильной отрасли Испании, в том числе заводы по производству автокомпонентов. Они уже работают в Калужской и Ленинградской областях. В Санкт-Петербурге находится головной офис подразделения «УРСА Евразия» (образован в 2002 году) испанского концерна Ursa-Uralita, одного из старейших игроков строительного рынка Европы, по производству изоляционных материалов и стекловолокна.

Испанская компания Hermitage Hotels & Restaurants Consulting предоставляет в Санкт-Петербурге услуги по консультированию в области гостиничного и ресторанного бизнеса, управлению отелями и ресторанами, продвижению услуг отельного и ресторанного бизнеса. Компания также принимает участие в проектировании и строительстве новых объектов Северной столицы.

Ведущий нефтегазовый концерн Испании Repsol пять лет назад приобрел 10% акций шведской компании West Siberian Resources, ведущей добычу нефти в Томской области и Республике Коми. В ноябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила Repsol приобрести 74,9% акций независимой нефтедобывающей компании «Евротэк-Югра», которая владеет лицензиями на разведку и добычу полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе. В стратегических планах Repsol – возведение завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал.

Roca Group, крупный мировой производитель сантехники, в 2006 году открыла в Ленинградской области предприятие мощностью 600 тыс. изделий в год. Впоследствии Roca Group приобрела активы в Поволжье и Калужской области. Успешно действует в России Inditex, всемирно известная группа, владеющая популярными марками одежды и аксессуаров Zara, Oysho и Massimo Dutti.

Автомобильная компания Seat уже работала на российском рынке, но в 2005 году была вынуждена свернуть эту деятельность из-за сверхнизких продаж машин. Причины на тот момент были объяснимы – сравнительно высокая стоимость автомобилей Seat и малая распространенность машин этой марки. Те же причины не позволили дилерам Seat вести бизнес в России: продажи испанских автомобилей были очень низкими, а парк подержанных машин слишком мал, чтобы заработать на их обслуживании.

Сразу после ухода Seat высказывалось мнение, что компания вернется на наш рынок спустя несколько лет, когда в России сложатся более благоприятные условия. Судя по всему, это время настало. Буквально несколько месяцев назад руководство Seat заявило о планах по возобновлению работы на российском рынке. На данный момент речь идет об открытии дилерских центров. Если будет принято решение об открытии автопроизводства, скорее всего, оно будет построено не в Ленинградской области, а в Калужской – на мощностях завода Volkswagen. Это решение представляется наиболее логичным, поскольку Seat является структурным подразделением Volkswagen.

В целом замечаний нет

Испанский бизнес, работающий в Петербурге, получает необходимую поддержку правительства города и постоянно находится на связи с госструктурами, курирующими взаимоотношения с инвесторами, – таков краткий итог нашего опроса, проведенного среди представителей испанского бизнеса. Северная столица предоставляет приемлемые условия в части налоговых льгот, немаловажно и то, что у города большой инновационный потенциал. В качестве плюса отмечается также удобная логистика, в том числе наличие порта. Нужно понимать, что крупный бизнес перед приходом в страну тщательно просчитывает риски, в том числе ведет долгие переговоры с местными администрациями об условиях работы на их территориях. Поэтому все плюсы и минусы, преференции и льготы становятся понятны уже на начальном этапе деятельности.

Российский бизнес также ведет переговоры об инвестициях в экономику Испании. Испанских дипломатов смущает лишь то, что все инвестиции идут фактически в одну отрасль – в недвижимость. Интерес отечественных бизнесменов понятен: это очень оправданные вложения – в Испании огромное количество недвижимости выставлено на продажу, причем зачастую объекты продаются по себестоимости. Однако, как и в случае с импортом из России, хотелось бы диверсифицировать инвестиции российского бизнеса в Испанию. Чтобы деньги направлялись не только в девелопмент, но и в промышленность всех типов, в инновационные технологии, производство продуктов питания, сельское хозяйство. К примеру, Испания заинтересована в сотрудничестве в судостроении, поскольку Россия нуждается в обновлении рыболовного и торгового флота, а на испанских верфях имеются значительные незагруженные производственные мощности (в этой отрасли действует порядка 120 компаний).

 Санкт-Петербург