Коротко

21 ноября 2011, 00:00
  Северо-Запад
Фото: KOMIINFORM
Вячеслав Гайзер актуализирует концессионную модель

Остались без фонда

Лоббистам проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) не удалось заручиться поддержкой Инвестиционного фонда РФ. Ранее представители трех регионов заявляли, что фонд может профинансировать часть этого масштабного проекта. Однако на днях министр экономического развития Архангельской области Евгений Михайловский подтвердил, что проект будет реализован без участия Инвестфонда. Основным потенциальным инвестором остается госкорпорация «Внешэкономбанк». После завершения корректировок проект будет представлен инвестору для принятия окончательного решения.

По словам главы Коми Вячеслава Гайзера, ведется работа по актуализации параметров проекта с учетом концессионной модели для обеспечения начала проектных работ. «После того как мы получили одобрение на уровне правительства России и заручились поддержкой премьер-министра Владимира Путина, сделано очень многое. Проведены предварительные финансово-экономические расчеты, и предложена к рассмотрению новая концепция реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства по концессионной модели», – говорит Гайзер.             

Сараи не пройдут

Первую линию приморских городов Калининградской области застроят по подобию европейских курортов sever_542_pics/sever_542_004-2.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Первую линию приморских городов Калининградской области застроят по подобию европейских курортов
Фото: архив «Эксперта С-З»

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов потребовал пересмотреть планы по застройке курортных городов региона. Комментируя на заседании правительства области презентацию руководителя областного Агентства по градостроению и перспективному развитию Александра Башина, Цуканов назвал строящиеся в приморских городах объекты чудовищными. «Вы берете билеты, уезжаете в соседние страны, а у нас строите сараи на первой линии у моря. Необходимо проверить, были ли проведены общественные слушания по всем этим объектам, и, если нужно, отменить все разрешения на строительство, – заявил он. – Давайте строить нормальные европейские курортные города». До конца года в эксклаве будет принята специальная концепция развития приморских городов, учитывающая все вопросы градостроительной политики.   

Сервис на поток

Автобусы поддержат сервисом sever_542_pics/sever_542_004-3.jpg Фото: Владимир Басов
Автобусы поддержат сервисом
Фото: Владимир Басов

«ПитерБасЦентр», официальный дилер компании «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» в Северо-Западном федеральном округе, открыла крупнейший в регионе сервисный центр по обслуживанию автобусов, произведенных на российских предприятиях. Инвестиции в проект составили 10 млн долларов. По оценкам директора дивизиона «Автобусы» Группы ГАЗ Николая Одинцова, в Петербурге эксплуатируется почти 7 тыс. автобусов производства Группы ГАЗ. В «ПитерБасЦентре» рассчитывают, что основными клиентами сервисного центра станут частные перевозчики, компании с малым автопарком и муниципальные автотранспортные предприятия со средним парком. Один из приоритетных клиентов – петербургское ГП «Пассажиравтотранс». 

В десять раз меньше

Российский фонд федерального имущества (Росимущество) предпримет очередную попытку продать 100% акций Мезенского морского торгового порта, расположенного в поселке Каменка Мезенского района Архангельской области. Акции будут выставлены на аукцион, который состоится в середине декабря, единым лотом при стартовой цене 3,505 млн рублей. Ранее, на аукционе в январе 2007 года, признанном в итоге несостоявшимся, Росимущество предполагало продать порт за 36,9 млн рублей. На снижение стартовой цены очевидное влияние оказал тот факт, что в последние годы порт показывал убытки по итогам своей деятельности и только в 2010-м стал прибыльным.

Мезенский порт в основном занимается организацией снабжения района (пиломатериалы, продукты) в период северного завоза, часть грузов после перевалки отправляется в Ненецкий автономный округ. При этом работа порта ограничена периодом навигации – пятью-шестью месяцами.          

Первый, но не единственный

Петербургская генподрядная компания STEP объявила о начале строительства горно-обогатительного комбината (ГОК) на золоторудном месторождении Белая Гора в Хабаровском крае. Заказчиком проекта выступает «Руссдрагмет» (управляющая компания холдинга Highland Gold Mining), которой принадлежит лицензия на разработку и эксплуатацию месторождения сроком на 25 лет. По неофициальным данным, инвестиции в создание ГОК составят 4-5 млрд рублей.

Первый этап строительства начнется в конце этого года, после получения разрешительной документации. Планируется, что в ноябре 2012-го на комбинате будет отлит первый слиток драгоценного металла. Выход предприятия на проектную мощность запланирован в 2013 году. ГОК сможет перерабатывать 1,5 млн тонн руды в год, рассказывает глава направления горнопромышленного строительства STEP Зульфа Халилова. «Проект „Белая Гора“ – первый для STEP в рамках горнопромышленного направления. Но уже сейчас понятно, что у этого направления очень хорошие перспективы. Возведение ГОК на месторождении Белая Гора станет крупнейшим заказом в истории нашей компании. Однако в ближайшие годы мы планируем получить еще несколько аналогичных по размеру подрядов на разработку рудных полезных ископаемых и нерудных материалов», – уточняет Халилова.    

Территории застроят

Жилищный вопрос в Воркуте и Инте решат за счет уже построенных зданий sever_542_pics/sever_542_006-1.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Жилищный вопрос в Воркуте и Инте решат за счет уже построенных зданий
Фото: архив «Эксперта С-З»

Сыктывкар и Ухта станут пилотными городами в рамках проекта «Европейская ипотека», к реализации которого приступили власти Коми. До 2014 года на реализацию проекта запланировано выделить из республиканского бюджета 1 млрд рублей. Строительством жилья будет заниматься компания – оператор программы, которую предстоит определить по конкурсу. «Это второй этап программы, когда оператор будет участвовать в возведении новых домов. Одно из условий отбора – наличие территории под комплексную застройку, обеспеченной внешней инженерной инфраструктурой. В Ухте такой участок есть. Именно это может привлечь инвесторов-застройщиков. Однако и другие муниципалитеты вполне могут участвовать в конкурсе. По его результатам победителю будет предоставлена государственная гарантия для привлечения кредитных средств. Спрос на жилье в Ухте большой, поэтому, уверен, евроипотека должна сложиться», – объясняет глава Коми Вячеслав Гайзер. «Строить новое жилье в шахтерских городах, таких как Воркута и Инта, не актуально, поскольку там много бюджетного жилья, которое можно распределять», – считает он.

Проект предусматривает предоставление жителям республики, прежде всего сотрудникам бюджетных организаций, права приобрести у оператора проекта жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа до 20 лет и оплатой пользования жилым помещением в размере 1,5% его первоначальной стоимости в год. При этом обязательства по договору должны быть исполнены участником подпрограммы до достижения им возраста 55 лет.                

Блэкаутов не будет?

 sever_542_pics/sever_542_006-2.jpg Иллюстрация: Владимир Басов
Иллюстрация: Владимир Басов

Компания «ФСК ЕЭС» ввела в строй после комплексной реконструкции подстанцию 330 кВ «Южная» в Петербурге, обеспечивающую электроэнергией более 1 млн жителей города. Стоимость проекта, стартовавшего в 2007 году, – 7,6 млрд рублей. На объекте возведено несколько зданий, а в рамках технического переоснащения подстанции ее трансформаторная мощность увеличена до 1526 МВ•А. При этом фактическая территория подстанции сократилась в четыре раза.

В ходе реконструкции «Южная» успела войти в энергетическую историю Северной столицы как виновница одного из масштабных блэкаутов: зимой 2009 года на подстанции отключились автотрансформаторы, что привело к длительным перебоям в подаче электроэнергии в городе. Впрочем, авария на подстанции «Восточная» в августе 2010 года привела к более серьезным последствиям (см. «Послевкусие блэкаута», «Эксперт С-З» №34 от 30 августа 2010 года).        

В стиле апарт

Группа компаний «Пионер» выводит на рынок Петербурга апарт-отель бизнес-класса YE’S, который является частью одноименного многофункционального комплекса, строящегося в Выборгском районе города. Помимо апарт-отеля в состав комплекса входят два жилых многоквартирных дома со встроенными коммерческими помещениями и подземным паркингом. YE’S будет введен в эксплуатацию в 2013 году.

Реализация проекта по возведению апарт-отеля выведет петербургский рынок долгосрочной аренды жилья на новый качественный уровень развития, уверены в «Пионере». Арендаторы смогут длительное время проживать в апартаментах и пользоваться перечнем услуг, традиционно предоставляемых в отелях. На данный момент компания реализует в городе 200 апартаментов, порядка 700 застройщик планирует оставить за собой.              

С новым именем

Петербургская компания «ЛЭК» сообщила о возобновлении подготовки к проведению IPO «в связи с отступлением кризиса в строительной отрасли Петербурга и стабильным улучшением собственных основных показателей». Первым шагом в этом направлении станет ребрендинг компании – она станет называться «Компания Л1».

Инвестиционные банкиры, которых ЛЭК привлекала для этой работы до финансового кризиса, уже тогда рекомендовали сменить название компании, слишком сложное для восприятия иностранными клиентами. Кроме того, смена названия позволит девелоперу решить вопрос с авторскими правами: право на бренд «ЛЭК» принадлежит бывшему топ-менеджеру компании Андрею Рогачеву. «Использование прежнего названия потеряло экономический смысл в связи с необоснованными требованиями по повышению размера вознаграждения за его использование», – уточняют в ЛЭК.

Одновременно с ребрендингом предпринимаются шаги по снижению долговой нагрузки. На минувшей неделе три участка, находившиеся в земельном банке компании, проданы за 387 млн рублей. «Вырученная сумма позволяет практически полностью погасить нашу задолженность перед Сбербанком. Снизив таким образом долговую нагрузку, мы сможем больше оборотных средств направлять на строительство объектов. Компания уже в этом году ввела в эксплуатацию три жилых комплекса, еще три объекта готовятся к сдаче», – объясняет глава Компании Л1 Павел Андреев.