Мечта сбывается

Повестка дня
Москва, 21.11.2011
«Эксперт Северо-Запад» №46 (542)

Cуществующая система распределения доходов между федеральным центром, регионами и муниципалитетами будет изменена, сообщил президент России Дмитрий Медведев. «Распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов», – заявил он, чем, несомненно, порадовал всех без исключения российских губернаторов. Впрочем, и.о. министра финансов страны Антон Салуянов дал понять, что слишком больших денег регионы все же не дождутся. Федеральный центр готов лишь вернуться к давно обсуждаемой идее отменить льготы по налогу на имущество и на землю. «Мы видим основной источник повышения доходов муниципалитетов и субъектов в постепенной отмене льгот, которые установлены федеральным законодательством по региональным и местным налогам», – поясняет Салуянов. Губернаторы уже несколько лет настаивают на том, чтобы Москва, предоставляя федеральным учреждениям и госмонополиям льготы за счет бюджетов регионов (к примеру, при строительстве железных дорог или трубопроводов), впоследствии компенсировали эти потери.

Антон Салуянов считает, что никакого дисбаланса в межбюджетных отношениях нет. По его данным, 52% налоговых доходов идут в федеральный бюджет, остальные средства – в региональный. «Если взять экспортные пошлины и неналоговые доходы, то, конечно, федеральный центр получает больше, но эти средства – 2,3 трлн рублей – идут в бюджетные трансферты и на субсидирование Пенсионного фонда», – отметил Салуянов, предлагая регионам «не уповать на простое перераспределение средств, но стремиться самостоятельно зарабатывать». Глава Минфина также напомнил о начале работы в 2012 году Фонда развития налогового потенциала, который распределит 10 млрд рублей среди 20 регионов России, добившихся лучших показателей по трем критериям: росту инвестиций за три года, увеличению промпроизводства и повышению налоговых платежей. «Нам нужно в первую очередь побудить губернаторов заниматься экономикой и инвестициями в свои территории, а не разрабатывать мероприятия к праздничным датам или заниматься подготовкой поручений о выделении дополнительных средств», – говорит он.

«В начале 2000-х годов мы работали, чтобы централизовать бюджет, и это решение было правильным для того времени. К примеру, забрали на федеральный уровень выплату пособия по ребенку, потому что его не платили. С 2006 года ситуация постепенно меняется – мы видим возрастающую самодостаточность регионов, так что теперь централизованный бюджет приносит больше вреда, чем пользы», – полагает председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев.

Изменения в бюджетном законодательстве принципиально важны для многих регионов Северо-Запада РФ. «Самая большая сложность межбюджетных отношений для Ненецкого автономного округа (НАО) кроется в налоге на доходы физических лиц. По действующему законодательству, этот налог зачисляется в бюджет региона, то есть Архангельской области, следовательно, у НАО как у субъекта отсутствует право установить нормативы отчислений налога на доходы физлиц в местные бюджеты. Все муниципальные образования округа находятся за Полярным кругом, где нет ни постоянного автомобильного сообщения, ни железнодорожного транспорта. В результате расходы местных бюджетов на душу населения значительно выше среднероссийских, а поступления налога в местные бюджеты – 30, а не 40%, как в муниципальных образованиях Архангельской области», – комментирует губернатор НАО Игорь Федоров.  

В 2012 году регионы Северо-Запада получат порядка 15 млрд рублей в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46 (542) 21 ноября 2011
    Строительные материалы
    Содержание:
    Гадание на спросе

    Производители строительных материалов, вынужденно снизившие отпускные цены в период кризиса, наверстывают упущенное: дорожают все материалы, причем опережающими темпами

    Реклама