Дело не труба

28 ноября 2011, 00:00
  Северо-Запад

Норвежский концерн Statoil подписал десятилетний контракт с британской компанией Centrica на поставку трубопроводного газа. Объем ежегодных поставок составит 5 млрд кубометров, при этом цена газа привязана к биржевому индексу National Balancing Point, то есть будет определяться на спотовом рынке. Как сообщается в пресс-релизе Statoil, договор вступит в силу с 2015 года и заменит ныне действующий.

«Во всей Европе идет дискуссия о неоднозначной роли природного газа. Теперь эта неоднозначность устранена на десятилетие», – заявил глава концерна Хельге Лунд. Тем самым он возразил тем экспертам, которые считают, что роль природного газа в энергобалансе западноевропейских государств должна сократиться. Контракт Statoil с Centrica доказывает, что ни сланцевый газ, ни возобновляемые источники энергии не станут реальной альтернативой природному газу, особенно в условиях закрытия немецких АЭС и перепрофилирования угольных электростанций. Так, перевод угольной ТЭЦ на природный газ позволяет сократить выбросы CO2 на целых 70%.

Норвежский газ обеспечивает пятую часть энергобаланса Великобритании, при этом доля поставок в рамках договора Statoil и Centrica составляет около 5%. «Договор носит стратегический характер, поскольку одна из двух ведущих энергетических компаний Великобритании взяла на себя обязательства по долгосрочному обеспечению энергетической безопасности», – подчеркнул Лунд. С ним согласился и британский премьер-министр Дэвид Камерон, который присутствовал при подписании контракта: «Газ играет важнейшую роль в нашей экономике, и она сохранится в течение ближайших десятилетий. Сегодняшнее соглашение с соседом, в котором мы уверены и которому доверяем, укрепляет безопасность и конкурентоспособность поставок».

Statoil – второй после «Газпрома» крупнейший поставщик природного газа в Западную Европу, его доля составляет около 20%. Примерно 70% газа норвежский концерн продает по цене, привязанной к стоимости нефти. Западноевропейские покупатели ведут переговоры как со Statoil, так и с «Газпромом» об увеличении доли поставок в соответствии с ценами на спотовом рынке. Российский газовый монополист категорически противится пересмотру действующей формулы ценообразования на газ, тогда как Statoil заключает подобные контракты в основном с потребителями Великобритании – крупнейшего рынка Западной Европы. Многолетний тренд показывает, что цены на спотовом рынке этой страны хотя и подвержены более значительным колебаниям, чем контрактные, но тоже зависят от стоимости нефти.