Бегун на длинную дистанцию

26 декабря 2011, 00:00
  Северо-Запад

Человек 2011 года по версии журнала «Эксперт Северо-Запад» – кинорежиссер Александр Сокуров

Фото: Александр Крупнов

Журнал «Эксперт Северо-Запад» представляет итоги специального исследования «Человек Года». Некоторое время назад мы поставили перед собой цель определить, кто, по мнению редакции журнала и экспертного сообщества, оказал наибольшее влияние на развитие Северо-Запада России в уходящем году, прежде всего благодаря своей активной жизненной и общественной позиции.

Методология исследования проста. Мы решили не определять «лучших» сразу по нескольким номинациям – в политике, общественных институтах, различных отраслях экономики. «Человек Года», по версии «Эксперта Северо-Запад», должен быть один. Естественно, в конкурсный список вошли представители всех вышеупомянутых сфер, но на вершине списка по итогам голосования должен был оказаться только один номинант.

Конкурсный список, сформированный по итогам опроса сотрудников редакции, был представлен для изучения экспертному сообществу с правом добавления собственных номинантов. Однако выбор редакции совпал с мнением экспертного клуба, причем, что бывает достаточно редко, практически единогласно:

Человек Года – кинорежиссер Александр Сокуров.

Почему именно Сокуров? Долгих объяснений здесь, думаем, не требуется. Известный петербургский кинорежиссер, отметивший в этом году свое 60-летие, Сокуров и прежде являлся одним из наиболее ярких представителей интеллигенции, запомнившимся не только прекрасными киноработами, но и яркими выступлениями по вопросам общественной тематики. В России на художественные и общественные процессы влияют не столько фильмы и театральные постановки Александра Сокурова, сколько его личность или даже сам факт его присутствия в культурном пространстве.

«Беда большая русской жизни, характера нашего – нежелание думать. Привычка бегунов на короткие дистанции. Чтобы эту привычку сломить, надо всеми возможными силами выращивать в обществе оппозицию – экономическую и политическую. Надо развивать гражданское самосознание, развивать темпами, ни с чем не сравнимыми, критическую мысль. Поддерживать всякого рода конкурентные общественные и политические институты. Именно это рождает внутреннюю крепость, внутреннюю энергичность, инициативу. Но, как мы видим, этого не происходит», – говорил Сокуров (см. «Одинокий голос человека», «Эксперт С-З» №27 от 7 июля 2008 года).

В этом высказывании – весь Сокуров. В последние годы его влияние многократно усилилось. И 2011-й стал своеобразным катализатором этого влияния, вместив в себя борьбу со сносом исторических зданий и возведением небоскребов (Александр Сокуров – ярый оппонент правительства Петербурга по вопросам градостроительства), битву за будущее «Ленфильма» – одной из старейших российских киностудий. И на фоне всего этого – красивая профессиональная победа в сентябре на Венецианском фестивале, где фильм Сокурова «Фауст» опередил других сильных номинантов: за «Золотого льва» с ним соперничали «Резня» патриарха кинематографа Романа Поланского и «Стыд» Стива Маккуина.

Сам Сокуров к своей влиятельности относится с большой долей скептицизма. Я вне системы, вне общественных и прочих институтов, утверждает он. «Могу только то, что могу, – работать в соответствии с теми ценностями, которые когда-то во мне сформировались, и оперировать ремеслом. Время показало, что я больше ничего и не могу. Не могу оказывать влияние на общество, не могу ничего изменить. Мои обращения к государственным деятелям не имеют никакого результата, вообще не имеют отклика или вызывают абсолютное раздражение. Но это уже разговор о социальной жизни человека, не о роли кинорежиссера», – объясняет Сокуров.

В уходящем году он получил возможность проверить свою уверенность, что «обращения к государственным деятелям не имеют никакого результата». В октябре состоялась встреча Сокурова с председателем правительства России Владимиром Путиным. Александр Сокуров активно выступает против приватизации «Ленфильма» (при том что государство уже анонсировало вероятность продажи АФК «Система» контрольного пакета акций киностудии) и не преминул заявить о своей позиции и в беседе с премьер-министром: если сделка состоится, «Ленфильм» не только потеряет самостоятельность, но и растворится в потоке телепродукции. Путин заверил режиссера, что решение правительства по этому вопросу будет взвешенным и конструктивным.

В последующие месяцы полемика сошла было на нет, но в декабре председателем Комитета по культуре правительства Петербурга назначен кинорежиссер Дмитрий Месхиев, главный продюсер кинокомпании «Всемирные русские студии», входящей в структуру АФК «Система». Именно эта кинокомпания и должна была стать одним из акционеров «Ленфильма». Месхиев уже заявил, что покинул все посты ради работы в правительстве, однако очевидно, что пружина интриги вновь свернулась очень туго. Что означает: и в следующем году нам предстоит не раз услышать Александра Сокурова.

Увидим ли мы его новые работы? Сокуров осторожен, предпочитая не рассказывать про свои планы до выхода на российские экраны своей последней работы, «Фауста». Закрытые показы уже прошли, на широких экранах фильм появится не ранее февраля.