Е-школа

Интеллектуальный потенциал Северо-Запада
Москва, 24.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №1-2 (599)
Благодаря энтузиазму директора малокомплектная сельская школа в псковской глубинке по степени информатизации учебного процесса не имеет равных в регионе, однако это не спасает ее от общих для деревенских школ проблем: сокращения числа учеников и маячащего на горизонте кадрового кризиса

Фото: Пореченская средняя школа

В пореченской средней общеобразовательной школе один компьютер приходится на четырех с половиной учеников, а в каждом классе есть автоматизированное место учителя и интерактивная доска (для тех, кто не в курсе, – это что-то вроде настенного планшета: большой сенсорный экран, имеющий обратную связь с компьютером) или мультимедийный проектор. Причем вся эта техника работает на нужды образовательного процесса: курс на информатизацию взял директор, который увлекается компьютерными технологиями и даже сам пишет полезные для школьной администрации программы. Но технические инновации не отменяют главные проблемы школы: сокращение числа детей и старение учителей. Без их решения она может исчезнуть, как в 2000-х годах исчезли уже около двух сотен сельских школ в Псковской области.

Не потемкинская деревня

Поселок Поречье Великолукского района Псковской области по местным меркам достаточно большой: в нем более 1 тыс. жителей. Первое упоминание о Поречье относится к концу XVIII века: в 1787 году, направляясь из Петербурга в Крым, через него проезжали Екатерина II с графом Потемкиным. По сведениям краеведов, оплот образования в Поречье появился в конце XIX века: достоверно известно, что в 1883 году здесь существовала земская школа. В 1926-м пореченская школа была реорганизована в семилетнюю, еще несколько лет спустя – в десятилетку (первый выпуск десятого класса состоялся в 1938 году). Во время войны школа была сожжена. Отстроили ее в 1950 году, и школа снова стала средней.

Пореченская средняя общеобразовательная школа располагается в здании 1973 года постройки. Первоначально оно было рассчитано на 560 человек, однако 40 лет спустя в связи с изменившимися нормативами его максимальная вместимость оценивается уже в 260 мест. Впрочем, для школы это в любом случае недостижимая цифра: сегодня в ней 186 учеников. Все 11 классов в наличии, но параллелей нет, а значит, по стандартам статистической отчетности школа считается малокомплектной. Первоклассников в этом учебном году насчитывается 12, выпускников – 14. Но администрация школы не питает иллюзий: в ближайшем будущем количество учеников сократится. В 2013 году первый раз в первый класс пойдут уже меньше десятка малышей.

Пессимистическая оптимизация

Стоит отметить, что больше половины школьников живут не в Поречье, а в окрестных деревнях. Дело в том, что соседние малокомплектные школы позакрывались в конце нулевых годов в рамках так называемой оптимизации социальной сети региона, предпринятой предыдущим псковским губернатором Михаилом Кузнецовым. К примеру, только в 2005-2007 годах, на пике оптимизации, число сельских школ в области сократилось более чем на 25%. Сто с лишним учебных заведений были закрыты либо реорганизованы и превращены в филиалы более крупных школ. В целом же потери региональной сети образования в 2000-х годах оцениваются в две сотни сельских школ.

Сначала власти ссылались на экономическую нецелесообразность малокомплектных сельских школ: содержание одного ученика в них обходилось в разы дороже, чем позволял региональный подушевой норматив. Однако после того как по области прокатилась волна протестов, на первый план выдвинули другой аргумент: низкое качество образования. Чиновники ссылались на то, что в таких школах педагогам зачастую приходится вести сразу по нескольку непрофильных для них предметов. Доводы о том, что в современной российской деревне школа является важным культурным центром, а при ее отсутствии населенный пункт просто обречен на вымирание, поскольку молодые семьи будут уезжать, услышаны не были.

Решить проблему было предложено путем организации подвоза детей в уцелевшие учебные заведения крупных поселков или создания пришкольных интернатов. Впрочем, планы, как всегда, несколько приукрашивали действительность. На практике жителям региона пришлось столкнуться с такими реалиями, как плохие дороги и мало приспособленные для перевозки школьников автобусы. К тому же далеко не все родители оказались готовы отправлять детей в интернат.

Дорога в школу

Для пореченской школы оптимизация соседей обернулась ростом числа учеников более чем в два раза. Кроме того, она стала участником регионального проекта «100 школ». В его рамках предполагалось, что сто ведущих школ области, в которых обучаются более 84% школьников региона, должны ремонтироваться в первую очередь и именно в эти учреждения будет направляться самое современное учебное оборудование. Впрочем, критики проекта усмотрели в нем желание администрации сконцентрировать в ста учебных заведениях все 100% учащихся и таким образом кардинально сократить количество школ.

После смены главы области в 2009 году форсированная реализация проекта прекратилась. Новый губернатор Андрей Турчак объявил о необходимости бороться с перегибами, детально разбираясь в каждом конкретном случае закрытия школы и учитывая пожелания преподавателей, учеников и их родителей. И сегодня о программе «100 школ» уже не слышно.

Автоделу в пореченской школе учат более 40 лет sever_599_021-1.jpg Фото: Пореченская средняя школа
Автоделу в пореченской школе учат более 40 лет
Фото: Пореченская средняя школа

Так или иначе, но детей в пореченскую школу доставляют автобусами. Самая дальняя деревня расположена в 25 км от поселка. Кроме того, при школе работает интернат для тех, кому не с руки ездить в Поречье каждый день (на данный момент в нем живут 14 ребят). Подвоз учеников – это вообще одно из больных мест школы. Первоначально этим занималась администрация учебного заведения: школе были переданы три автобуса. Ориентируясь на нужды образовательного процесса, расписание рейсов выстраивали таким образом, чтобы оставалось время на внеклассную работу.

Однако затем функция «извоза» была признана непрофильной для школы. Автобусы у нее забрали, а доставку учеников с января 2011 года отдали на аутсорсинг автопредприятиям из райцентра. В результате, как рассказывает директор школы Василий Мефёд, старшеклассники полностью выпадают из школьной жизни, выходящей за пределы уроков: отсидев положенное, они вынуждены тут же отправляться по домам.

42 года за баранкой

Любые разговоры об инновационности подходов Василий Мефёд, видимо, на всякий случай сразу же отметает: «Мы старательно придерживаемся федерального учебного плана!» В соответствии с этим планом, со второго класса школьники в Поречье обучаются иностранным языкам (а кроме того, с легкой руки одного из вице-губернаторов предыдущей региональной администрации – игре в шахматы), с третьего класса – информатике, в девятых классах введена предпрофильная подготовка.

Результаты учеников пореченской школы на ЕГЭ, по словам Мефёда, «как в среднем по области – плюс-минус 1,5-2%». По отдельным предметам, например по русскому языку, этот показатель даже заметно лучше среднего. «Стобалльников» по ЕГЭ в Поречье не было, но в ходе похожего на него областного мониторинга все же нашлись те, кто по всем предметам получил максимальную оценку.

Директор говорит об успехах своих подопечных в региональном тестировании не без гордости, хотя саму концепцию единого госэкзамена, как и большинство его коллег, сдержанно критикует: «Школы полностью съехали на подготовку к ЕГЭ, учителя ориентируют на него методику преподавания. В результате произошло сползание в тестирование, а это делает наше образование менее основательным и фундаментальным», – сетует Мефёд.

«Железо» в Поречье работает на образовательный процесс sever_599_022.jpg Фото: Пореченская средняя школа
«Железо» в Поречье работает на образовательный процесс
Фото: Пореченская средняя школа

Зато в пореченской школе фундаментально поставлено обучение автоделу: оно тут не прерывается вот уже 42 года. В советское время ничего сверхъестественного в этом, разумеется, не было: учащиеся сельских школ осваивали трактор или грузовик практически повсеместно. Но вот пронести эту традицию через десятилетия школьных реформ не смог почти никто. В Поречье же на права категории «С» учат до сих пор, причем отнюдь не на пальцах: у школы есть свой грузовик-полуторка, автокласс оборудован компьютерами со специальными обучающими программами. «Практически все в поселке, кто водит машину, учились этому у нас в школе», – утверждает директор.

Однако без ложки дегтя не обходится: в настоящее время площадку для обучения школа арендует у наследников ДОСААФ, и Мефёд очень переживает, что чиновники это запретят. «К площадке предъявляются требования, неосуществимые для школы: гектар асфальтового покрытия, специальные приспособления. Так что если мы не сможем обучать ребят на территории ДОСААФ, то не сможем всерьез учить их автоделу вообще», – поясняет он.

Продвинутая школа

Но особенность пореченской школы все же не в четырех десятилетиях обучения автоделу, а в том, что в последние годы она взяла курс на информатизацию образовательного процесса, серьезно опередив по этому показателю многие куда более крупные школы региона. Василий Мефёд, сам выпускник физмата, «болеет» компьютерами и активно внедряет мультимедийные технологии. В школе насчитывается солидный компьютерный парк – четыре десятка машин, каждый кабинет обеспечен автоматизированным рабочим местом учителя, включающим в себя компьютер, принтер, интерактивную доску или мультимедийный проектор. Все компьютеры, разумеется, на Linux: «Лицензионный Windows?! Таких денег у нас нет!» – восклицает Мефёд. Исключение сделано лишь для одной машины, стоящей в кабинете администрации школы.

Эти богатства в школу поступали по самым разным каналам: за счет районного и областного бюджетов, в рамках пресловутой программы «100 школ», покупались на собственные средства и за счет президентского гранта. Но самое главное – в отличие от многих других сельских учебных заведений, дорогое «железо» в Поречье не пылится по углам, а работает на образовательный процесс. Обучение без использования технических средств уже не представляют себе ни учителя, ни ученики. Так что ребята, переезжающие из Поречья и вынужденные менять школу, зачастую испытывают шок, не найдя на новом месте привычные «высокие технологии».

Сам Мефёд увлекся программированием и написал несколько приложений, активно используемых в школе. От сотрудников он такого же уровня продвинутости не требует, но с компьютером тут все «на ты»: спасибо компьютерным курсам и помощи коллег, регулярно устраивающих в школе мастер-классы. Во многом легкость, с которой пореченские учителя встали на мультимедийные рельсы, объясняется сравнительно небольшим для сельской школы средним возрастом педагогического состава – 44 года. Педагогов пенсионного возраста здесь пока нет, и это позволяет директору со сдержанным оптимизмом заявлять: «Стареем, но немного времени в запасе у нас есть».

На сегодняшний день незанятые вакансии в школе отсутствуют, однако и новые кадры приходить туда не спешат. Причем такая ситуация не только в Поречье – во всем Великолукском районе. Впрочем, признается Василий Мефёд, «даже если к нам приедет молодой специалист и попросится на работу, поселить мне его абсолютно некуда: жилья в поселке нет, и строительство не предвидится».

Псков

Новости партнеров

Реклама