Как учить учителя

Повестка дня
Москва, 24.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №1-2 (599)

Фото: WORDPRESS.COM

Норвежские правые политики намерены изменить существующую систему подготовки педагогических кадров. За 12 лет, которые прошли после первого шока от результатов международных тестов по чтению, математике и естественным предметам, в реформе норвежского среднего образования почти ничего не сделано, считает представитель правоконсервативной партии «Хёйре» Элизабет Аспакер.

Несмотря на то что итоги тестов прошлого года оказались несколько лучше предыдущих (особенно катастрофическими оказались результаты PISA в 2000-м), Аспакер недовольна ходом реформ. Прежде всего потому, что левоцентристское правительство не уделяет должного внимания подготовке преподавателей. «Это нужно делать безотлагательно. Мы должны брать пример с Финляндии и укреплять педагогическое образование. Независимо от того, какое место мы занимаем в текущих рейтингах, до финского уровня нам еще очень далеко», – подчеркивает Аспакер.

«Хёйре» предлагает изменить систему подготовки учителей, взяв за образец Финляндию. Во-первых, по замыслу консерваторов, все педагоги должны получать пятилетнее образование. Если сегодня, чтобы преподавать в школе, достаточно стать бакалавром, то впредь необходимо будет иметь магистерскую степень. «Правительство чудовищно сбилось с курса, когда решило, что учителям хватит четырехлетнего цикла обучения», – убеждена Элизабет Аспакер. Во-вторых, с желающими стать педагогами следует проводить специальные интервью (в настоящее время зачисление происходит на основании диплома о среднем образовании). В-третьих, нужно ввести перечень специальных требований к руководителям школ, в частности они должны обладать навыками администрирования учебного процесса, а не только иметь педагогическую специальность.

Кроме того, «Хёйре» намерена ввести в школах должность «специального учителя», который сможет оказывать дополнительную помощь ученикам, отстающим по каким-либо предметам. И самое революционное начинание правых состоит в том, чтобы ввести отметки по успеваемости в начальной школе. Сегодня ученики не получают оценок, пока не достигнут так называемой юношеской ступени, или восьмого класса. В первую очередь оцениванию подлежит знание норвежского и английского языков, а также математики.

Руководитель Комитета по образованию Стортинга Марианне Осен, которая является членом правящей Рабочей партии, указывает на прогресс, которого добились норвежские школьники на последних международных тестах. «Еще многое предстоит сделать, но мы на правильном пути, – полагает она. – Не думаю, что нам следует переходить на финскую систему подготовки педагогов, которая более централизована и стандартизована. Кроме того, существующая четырехлетняя подготовка отдает приоритет практическим навыкам, что абсолютно необходимо для освоения профессии. Я не уверена, что настало время говорить о пятилетнем цикле обучения». Осен добавила также, что Норвегии не хватает преподавателей, особенно в начальных классах, и увеличение цикла обучения может еще больше обострить проблему.

У партнеров

    Реклама