Налетай, подешевело!

30 января 2012, 00:00
  Северо-Запад
Фото: архив «Эксперта С-З»
Финские авиапредприятия снизили цены, чтобы не остаться на земле

Рынок авиаперевозок Финляндии прогнулся под общеевропейский тренд: улететь из крупного аэропорта за границу зачастую дешевле, чем доехать поездом до отдаленного маленького городка. Авиакомпании снижают цены, сводя баланс за счет привлеченных выгодной ценой пассажиров, однако в провинциальных аэропортах перевозчиков могут удержать только дотации.

Ужесточившаяся за последние пару лет конкуренция позволила реально снизить цены на перелеты из Суоми в Европу. Подвинуться пришлось даже гигантам: Finnair, SAS и Lufthansa, занимающие основную часть финского рынка авиаперевозок, регулярно устраивают распродажи, а к концу минувшего года были вынуждены под давлением конкурентов резко снизить цены на билеты. В итоге перелеты стали доступнее, чем традиционно популярные внутренние переезды на поезде.

Финское агентство по защите прав потребителей еще более усложнило жизнь перевозчикам, вдобавок к постоянно растущим ценам на топливо и падающему спросу на билеты бизнес-класса обязав авиакомпании указывать в рекламных предложениях полную стоимость перелета и реально предоставлять билеты по предложенной цене.

Причина вынужденного снижения цен – значительное превышение предложения над спросом. Если авиапредприятия будут поддерживать количество бортов и их вместимость на прежнем уровне, падение цен продолжится, ведь это самый действенный способ заполнить самолет и оправдать таким образом хотя бы текущие расходы.

Однако если в Хельсинки проживает достаточно людей, чтобы обеспечить спрос и выиграть даже при сниженных ценах, то провинциальные аэропорты стремительно теряют привлекательность. Отдаленные регионы рискуют остаться совсем без авиасообщения. Лапландский муниципалитет Энонтекио, расположенный на самом севере страны, уже второй год распределяет среди своих жителей авиабилеты в столицу. Местная администрация решила снабдить каждого зарегистрированного в Энонтекио (около 2 тыс. человек) двумя билетами до Хельсинки и обратно. На эти цели перевозчику FlyBe предоставлены субсидии объемом 50 тыс. евро в год. Таким образом местные власти пытаются поддержать авиасообщение с удаленным муниципалитетом, которое с точки зрения рыночных условий невыгодно. В итоге FlyBe получает дополнительный материальный стимул не закрывать убыточное направление, а жители – гарантированную возможность два раза в год слетать в столицу, при необходимости продолжив полет из аэропорта Хельсинки «Вантаа».