Несоциальная справедливость

Государство, одной рукой закрывая ради экономии сельские школы, другой готово давать деньги на софинансирование частных гимназий

Елена Денисенко

Неиссякающий источник тем для размышлений о причудливых извивах человеческой мысли – Государственная дума – готовит очередной законопроект в сфере образования. На этот раз депутаты намерены приравнять частные учебные заведения к государственным. Если документ, уже прошедший первое чтение, будет принят в нынешней редакции, с 1 июля 2012 года учеба в коммерческих школах может стать дешевле за счет госфинансирования. Субсидии из бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов будут включать в себя затраты на зарплату педагогам и на расходные материалы, что, по расчетам депутатов, сделает обучение в частных школах в среднем на 50% дешевле. «Речь идет о том, чтобы обеспечить граждан нашей страны, имеющих небольшой достаток, возможностью обучаться в школах, которые имеют реально хорошие, продвинутые программы»,– заявил председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев.

Вслед за булгаковским героем хочется воскликнуть: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Прежде всего, двукратного удешевления обучения в частных школах не будет – ему попросту неоткуда взяться. Из бюджетов коммерческим учреждениям могут быть оплачены образовательные услуги лишь в рамках так называемого государственного стандарта, предполагающего преподавание определенных предметов строго ограниченное количество часов в неделю. Сумма, перечисляемая за работу в рамках базового образовательного стандарта государственным школам, отнюдь не запредельная: в зависимости от обеспеченности региона она составляет 17-35 тыс. рублей на ученика в год. Гимназии и лицеи получают примерно вдвое больше, чем обычные школы. Лучше всех живут государственные образовательные учреждения столицы: с этого года по инициативе мэра Собянина средние школы «уравнены в правах» с элитными гимназиями и подушевой норматив для них поднят с 63 до 120 тыс. рублей.

Но – внимание! Даже московские царские щедроты и рядом не стоят с расценками частных школ. Например, на сайте элитной Михайловской гимназии, расположенной в Петродворце, указан размер платы за обучение в соответствии с тем самым базовым федеральным стандартом: от 250 тыс. рублей в год для младших школьников (точнее, для их родителей) до 630 тыс. – для старшеклассников. С какого перепугу столь высоко ценящая себя гимназия возьмется за выполнение копеечного по ее меркам госзаказа, остается загадкой. В областных центрах, естественно, «ценник» частных школ ниже – от 15 тыс. рублей в месяц. Но ведь и подушевое бюджетное финансирование в регионах меньше. Опять арифметика «не бьется».

Положим, выход найдется – частные школы снизят расценки до стоимости госзаказа, одновременно для восполнения выпадающих доходов подняв стоимость остальных своих услуг. Финансовая нагрузка на родителей уменьшится пусть не наполовину, как обещано Госдумой, но на треть – точно. Тоже неплохо. Однако надо понимать, что помощь за счет госбюджета и доступ к лучшему образованию получат отнюдь не «граждане нашей страны, имеющие небольшой достаток», как предполагает депутат.

С точки зрения географии перетекание бюджетных средств произойдет с периферии страны или территории к центру, то есть с мест сосредоточения самых малообеспеченных россиян к населенным пунктам с более высокими среднедушевыми доходами жителей. Львиная доля денег, предназначенных для госфинансирования частных школ, осядет в Москве – просто потому, что там больше частных лицеев и гимназий. Если говорить о СЗФО, то в выигрыше останется Петербург, где насчитывается около семи десятков коммерческих образовательных учреждений. Чтобы пересчитать частные школы Мурманска, Пскова или других областных центров, хватит пальцев одной руки. В райцентрах и селах, боюсь, их нет совсем. Если смотреть в социальном разрезе, дополнительная госпомощь будет направлена на поддержку вполне состоятельных граждан: услуги частных школ недоступны среднестатистическому петербуржцу, чьи месячные доходы ниже, чем стоимость обучения в подобных заведениях.

Абсолютно неясно, как данная инициатива согласуется с действующей третий год федеральной программой по повышению эффективности бюджетных расходов на образование. Ради выполнения правительственной установки на жесткую экономию в стране ежегодно закрываются сотни школ, в первую очередь – малокомплектных, в сельской местности. В 2010 году в России закрыто свыше 350 таких учебных учреждений, в 2011-м – более 1 тыс. Основная причина – все то же нормативно-подушевое финансирование, когда деньги на содержание школы выделяются в зависимости от численности учеников.

В этой ситуации малокомплектные школы становятся невыгодными, их приходится закрывать, а детей возить в дрянных автобусах по разбитым дорогам в соседние поселки, в буквальном смысле рискуя их жизнью и здоровьем. Потому что на бюджетное выравнивание, которое обеспечило бы существование маленькой сельской школы (а в перспективе – выживание самого села, которое без нее однозначно быстро обезлюдеет), в стране денег нет. А на софинансирование обучения в элитных частных школах они, оказывается, найдутся.

Впрочем, поиски здравого смысла в творчестве Госдумы – занятие бесперспективное. Зачастую его там просто нет. Решения принимаются в иной логике. Например, так: около года назад в Тюмени в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» премьер Путин высказался в том смысле, что необходимо поддерживать активные частные школы – вплоть до финансирования их на основе государственного задания. Премьер сказал – депутаты сделали. Когда речь идет о пожеланиях первых лиц страны, наш законодательный орган власти становится очень даже исполнительным.