Задача для динозавра

30 января 2012, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Первый тур президентских выборов в Финляндии позволяет сделать два бесспорных вывода. Во-первых, финны по-прежнему верят в будущее Европейского союза и единой европейской валюты. Оба прошедших во второй тур кандидата – консерватор Саули Ниинистё и либерал Пекка Хаависто – являются приверженцами европейской интеграции. Их оппоненты из так называемых евроскептиков потерпели чувствительное поражение. «Очевидное большинство избирателей Финляндии выступают за усиление роли ЕС как глобального игрока. Выборы стали доказательством того, что ЕС по-прежнему популярен», – убежден министр иностранных дел Суоми Эркки Туомиойа. Во-вторых, выборы стали катастрофой для социал-демократов: впервые за последние 30 лет их представитель не займет высший государственный пост. За бывшего премьер-министра Пааво Липпонена проголосовали менее 7% избирателей, он оказался лишь на пятом месте. На прошлогодних парламентских выборах партия также выступила неудачно, что свидетельствует о затяжном кризисе.

Однако неумение социал-демократов приспосабливаться к вызовам времени проявляется не только в Финляндии. Причем популярность некогда ведущей политической силы Скандинавии уменьшается вне зависимости от того, является ли партия правящей или находится в оппозиции.

В Швеции правое правительство пребывает у власти уже два парламентских срока подряд, а местные социал-демократы не смогли предложить внятную программу даже во время экономического спада. На выборах 2010 года они показали худший результат за последние 100 лет, и недавно им снова пришлось поменять лидера. Благодаря созданию широкой коалиции датским социал-демократам удалось сформировать правительство большинства в результате прошлогодних парламентских выборов. Но их собственный результат стал худшим с далекого 1905 года. Сегодня все опросы общественного мнения в Швеции показывают очевидный перевес правой оппозиции. Последним скандинавским бастионом социал-демократии остается Норвегия, но у правящей Рабочей партии есть возможность обеспечивать социальные блага гражданам за счет отчислений от нефтегазовых доходов.

Благодаря изменениям в конституционном устройстве Финляндия трансформируется из полупрезидентской республики в парламентскую. Тем не менее роль главы государства все еще очень значима. Об этом свидетельствуют и высокая явка избирателей, и тот факт, что кандидаты обсуждали по большей части европейские проблемы, решение которых отныне становится прерогативой правительства. Но президент страны не может оставаться в стороне от животрепещущих вопросов, которые волнуют общество. После вступления в должность он приостанавливает свое партийное членство, поэтому выборы – не столько состязание партийных программ, сколько соревнование личностей, а финны на президентских выборах голосуют иначе, чем на парламентских. Ведь президент представляет Суоми на международной арене, а также становится верховным главнокомандующим ее вооруженных сил. Бывший глава государства Мауно Койвисто даже посетовал, что существует риск возникновения дисбаланса между прямым волеизъявлением избирателей и тем, что властные полномочия президента урезаны в пользу правительства.

Саули Ниинистё – явный фаворит второго тура, ведь в первом он набрал вдвое больше голосов, чем соперник. У Ниинистё идеальная биография, а один из растроганных сторонников даже назвал его «настоящим человеком и офицером, покончившим с правлением социал-демократов». Но Финляндия стремительно меняется и значительная доля ее граждан готова видеть главой государства Пекку Хаависто – человека нетрадиционной сексуальной ориентации, проходившего альтернативную военную службу. «Финляндии больше не нужен президент-динозавр, она нуждается в том, кто ближе к народу», – считает Хаависто, которому отдали голоса самые молодые и образованные избиратели, главным образом – из столичного региона.

У Ниинистё действительно мало шансов переиграть Хаависто в социальных сетях или телевизионных дебатах. Но динозавр от политики имеет все шансы склонить на свою сторону «синих воротничков», то есть тех, кто прежде голосовал за его политических оппонентов. Будущий «отец всех финнов» должен протянуть руку своим поверженным соперникам.