На медные деньги

20 февраля 2012, 00:00
  Северо-Запад

– Петербуржцы привыкли к таким музыкальным фестивалям, как «Звезды белых ночей», «Площадь искусств», собирающим широкую аудиторию на концерты и спектакли высочайшего уровня с участием знаменитых солистов, оркестров и театральных трупп. Петербург благодаря этим фестивалям вошел в семью фестивальных столиц мира наряду с Зальцбургом, Эдинбургом, Каннами, Венецией. Популярностью пользуются и другие хорошо составленные «букеты», будь то фестиваль балета «Мариинский» или весенний филармонический цикл «Музыкальная коллекция».

Но в нынешней экономической и культурной (вернее, антикультурной) ситуации особую важность приобретают фестивали современной музыки. Ушли в прошлое абонементы в Большой и Малый залы Филармонии, в которых публике представляли новинки академической музыки, ушли в прошлое абонементы на авторские концерты петербургских композиторов. Нынче, чтобы провести авторский концерт, нужен спонсор, да еще и повод – либо торжественный (юбилей), либо печальный (концерт памяти…). Фестиваль сегодня – едва ли не единственная возможность выхода к широкой публике для композиторов, сочиняющих квартеты и симфонии, инструментальные концерты и оратории.

«Санкт-Петербургская музыкальная весна» в мае 2012 года пройдет 48-й раз. За почти полвека исполнены тысячи новых произведений. Юрий Темирканов в приветствии к одному из фестивалей писал, что гордится тем, что впервые исполненные им на «Весне» новые опусы стали художественной классикой ХХ века. Валерий Гергиев мог бы почивать на лаврах, исполняя шедевры прошлых веков, спрос на которые никогда не прекращается. Но он организует в Мариинском театре фестиваль современной музыки «Новые горизонты». Поучителен ежегодный фестиваль «От авангарда до наших дней», наглядно показывающий, как вчерашние новаторы-изгои буквально на глазах превращаются в классиков (из гадкого утенка в прекрасного лебедя).

Среди наших фестивалей есть и своего рода композиторские лаборатории, позволяющие заглянуть в будущее. Огромным авторитетом и в России, и уже за рубежом пользуется фестиваль «Звуковые пути», со дня основания возглавляемый Александром Радвиловичем – композитором-энтузиастом, превосходным организатором, не чурающимся в фестивальные дни самой черной работы, ибо фестиваль проводится, что называется, на медные деньги.

Если мы хотим, чтобы не прерывалась живая связь слушательских поколений и музыкантов, если мы боимся потерять будущих посетителей Филармонии и Мариинского театра, следует особенно лелеять еще один фестиваль – «Земля детей». Проводимый в весенние школьные каникулы, он позволяет представить новинки симфонической и камерной музыки для детей и о детях (вдобавок и с участием детей – юных музыкантов). Наконец, затрону еще одну животрепещущую проблему – имущественное положение творческих союзов. Я говорю от имени Союза композиторов, но сходные обстоятельства сопутствуют и другим основным творческим союзам (их всего шесть-семь, если не считать множество других, растущих как грибы наравне с десятками «всероссийских» и «всемирных» академий и сотнями самозваных академиков). Все творческие союзы находятся в абсолютно бесправном положении, ибо отсутствуют два основных федеральных закона: о культуре и об общественных творческих организациях. Имущественное положение Союза композиторов прямо зависит от сложившейся ситуации, когда творческий союз приравнен к любой общественной организации – филателистов или филуменистов, рыболовов или пчеловодов. Нынешние законы не позволяют городу напрямую финансировать общественные организации, к коим причислены и творческие союзы, – можно давать деньги только на отдельные, как теперь модно говорить, проекты, то есть фестивали, конкурсы и т.п.

В ряде регионов России (Казань, Красноярск) местные власти нашли возможность – пусть даже в обход несовершенного законодательства – хотя бы скромно поддержать творческие союзы. Мы надеемся, что это возможно и в культурной столице России.