Расчет на перспективу

Сергей Митин: «Качественное развитие госуправления должно повлечь за собой и общественное развитие Новгородской области. Чтобы люди тоже были вовлечены в процессы управления и отчетливо осознавали собственную значимость в решении тех или иных вопросов»

Фото: администрация Новгородской Области
Сергей Митин

Для Новгородской области минувший год стал знаковым периодом. Впервые за много лет достигнуты рекордные производственные показатели по целому ряду экономических сегментов, значительно улучшилась социальная ситуация. Теперь губернатор области Сергей Митин презентует новую парадигму развития региона, которую условно можно назвать «От макроэкономических цифр к реальным житейским делам». В интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» Сергей Митин пояснил подоплеку своего решения и оценил перспективы региона в наступившем году.

– Итоги экономического развития области в 2011 году, даже по предварительным данным, весьма впечатляющие. Этот позитивный фон стал для вас неожиданностью?

– Не назвал бы это неожиданностью – минувший год, по сути, стал продолжением 2010-го, который тоже был неплохим. Мы получили результаты, на которые, собственно, и рассчитывали. Экономика области диверсифицирована, что несколько снижает ее уязвимость перед внешними факторами. Хорошо сработали все отрасли, наилучшие показатели зафиксированы в деревообрабатывающей, металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности, производстве транспортных средств и оборудования.

К успешно развивающимся сегментам можно отнести химическую отрасль, где лидирует компания «Акрон», производство пищевых продуктов, занимающее около четверти объема реализации промышленной продукции (хотя по итогам года есть отставание 95,7%, которое связано с высокой конкуренцией), металлургию (Новгородский металлургический завод). И, конечно, хорошие перспективы роста у деревообрабатывающих предприятий и производств прочих неметаллических минеральных продуктов, включая стройматериалы.

Некоторое проседание произошло в строительной сфере, но это объяснимо. По жилой недвижимости план выполнен, однако в минувшем году не была учтена Балтийская трубопроводная система (БТС), создание которой завершилось в 2010-м. Этот проект был очень масштабным для нашей строительной отрасли.

В сельском хозяйстве поставили сразу несколько рекордов десятилетия: достигнуты лучшие результаты по производству зерна, картофеля и сбору овощей. В частности, областная программа по развитию картофелеводства отмечена Министерством сельского хозяйства РФ как экономически значимая для региона. Это позволило к концу 2011 года дополнительно получить 7,2 млн рублей из федерального бюджета на субсидирование приобретения техники для выращивания картофеля. В 2011 году получено 302,4 тыс. тонн картофеля, что на 64% превышает показатели 2007-го.

Разнообразие во всем

– Новые точки роста могут появиться в наступившем году?

– Ключевыми направлениями развития Новгородской области по-прежнему останутся промышленность, строительство, лесной комплекс, сельское хозяйство, энергетика и туризм. Что касается перспективных отраслей, то возрождаются традиционные для Новгородчины отрасли – пчеловодство, льноводство и садоводство.

В регионе работает завод по расфасовке меда. Предполагается, что здесь будут ежегодно выпускать около 3 тыс. тонн этого продукта, что даст толчок к развитию пчеловодства. В Старорусском районе заложен промышленный сад, первый на Северо-Западе России. К концу 2012 года площадь промышленных садов и плодово-ягодных питомников составит 150 га. В текущем году планируется разработать и согласовать проекты строительства хранилища и предприятия по переработке фруктов и ягод в Старой Руссе, которое займется производством яблочных чипсов и свежей продукции шоковой заморозки. Разрабатывается областная целевая программа развития льноводческого комплекса Новгородской области на 2013-2020 годы.

Один из крупнейших инвестиционных проектов региона – промышленно-логистическая зона в Чудовском районе, которая в ближайшее время должна стать одним из брендов развития области. Здесь будет организовано до 3 тыс. рабочих мест. Потенциальная точка роста площадки – Бабиновский цементный завод с объемом производства 2 млн тонн цемента в год, от которого мы рассчитываем получить заметный мультипликативный эффект при развитии его сопутствующих инфраструктурных направлений. Объем инвестиций в проект превысит 30 млрд рублей.

Восстановление стабильной работы Парфинского фанерного комбината и Старорусского завода химического машиностроения по завершении процедур конкурсного производства и с приходом инвесторов (а также сменой собственников) должно привести к положительному результату, а в конечном итоге – к возвращению региона на лидерские позиции в данных секторах. В перечень приоритетных проектов Северо-Западного региона включен инвестиционный проект компании «Грумант» по возведению в Великом Новгороде цеха по выпуску фармацевтических субстанций. Реализация проекта по переработке лекарственных растений сформирует условия для развития этой новой для нас отрасли. Так что планов много, мы надеемся, что все они осуществятся.

– Ваша команда делала определенную ставку на развитие туризма, придание этому направлению статуса отрасли, получающей бюджетную поддержку. Но недавно, общаясь с блогерами, вы сказали, что инфраструктуры для познавательного туризма в регионе нет и эта экономическая сфера неэффективна с точки зрения бюджетных поступлений. Что заставило вас пересмотреть планы?

– Думаю, мои слова не совсем правильно интерпретировали. В настоящее время не только в нашей стране, но и во всем мире туризм переживает не лучшие времена, что связано с последствиями мирового финансового кризиса. В первую очередь это касается привлечения инвестиций в строительство объектов туристической инфраструктуры и расходования бюджетных средств на создание условий для развития отрасли.

Вместе с тем стоит отметить, что мировой кризис не сильно отразился на развитии туристической отрасли Новгородчины, что подтверждается ростом показателей: с 2008-го по 2010 год число туристов, размещаемых ежегодно в гостиничной базе области, увеличилось на 7,5%, общий номерной фонд региона вырос на 13,5%. Правда, пока не решена определенная проблема, связанная с тем, что туристы в основном приезжают к нам на день-два.

Основной вклад туризма в экономику региона приходится на средства размещения гостей: чем больше ночевок совершает турист, тем больше денег он оставляет. Так, в 2010 году вклад туризма в региональную экономику составил 4,8 млрд рублей (это с учетом вклада в смежные отрасли – предприятия питания, розничную торговлю, связь и транспортные услуги), или 3,6% валового регионального продукта. Иными словами, турист, если он остается хотя бы на одну ночь, в среднем тратит около 10 тыс. рублей. Один из путей увеличения длительности пребывания туристов – развитие событийной составляющей регионального турпродукта.

Среди факторов, сдерживающих рост этого сегмента экономики в Новгородской области, – высокий уровень специализации: более 65% туристских прибытий происходит с культурно-познавательными целями. В этой связи важно расширять рекреационную составляющую турпродукта. Это подразумевает развитие сельского туризма в муниципальных районах региона, расширение оздоровительных программ, формирование новых предложений в сфере активного отдыха.

Нужно резко поднимать качество управления. Обучение закончено, и теперь настала пора нагрузить муниципалитеты более серьезными задачами sever_554_038.jpg Фото: администрация Новгородской Области
Нужно резко поднимать качество управления. Обучение закончено, и теперь настала пора нагрузить муниципалитеты более серьезными задачами
Фото: администрация Новгородской Области

– В октябре 2011 года в области впервые принята отдельная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма до 2014 года. Общий объем ее финансирования – 29,85 млн рублей. Вы верите, что она будет успешно реализована?

– Крайне важно не проводить разовые мероприятия, а постараться запустить механизм создания современной конкурентоспособной туристической инфраструктуры, обеспечить занятость населения в сфере туризма, содействовать развитию экономики, формированию новых малых предприятий. Этому посвящены основные мероприятия программы. Новгородская область – край с богатейшей историей. Поэтому важно, что развитие туризма – это и способ сохранения уникального культурного наследия, и стимул для дальнейшего социально-экономического развития региона.

Основная задача трехлетней программы – развивать туристическую инфраструктуру и увеличивать приток гостей в места, которые пока известны не настолько, как Великий Новгород, Боровичи, Валдай и Старая Русса. Предполагается, что в результате реализации наших планов популярными туристическими центрами области станут Батецкий, Любытинский, Новгородский, Солецкий, Чудовский и другие муниципальные районы области, а акцент будет поставлен на событийный, рекреационный и активный туризм.

Кроме того, не надо забывать, что в регионе удобное железнодорожное и автомобильное сообщение с Москвой и Санкт-Петербургом. Великий Новгород и область в целом отличает комфортная и безопасная среда. В конце прошлого года Великий Новгород удостоен звания «Самый благоустроенный город России». Словом, делается все, чтобы в нашем регионе гости чувствовали себя как дома.

По статистике, Новгородскую область ежегодно посещают порядка 300 тыс. туристов и более 800 тыс. транзитных гостей. Если в других регионах наблюдается падение турпотока (российские туристы стали приезжать меньше), то в Новгородской области, наоборот, в 2011 году число гостей выросло примерно на 7,5%. Значит, перспективы в этом плане есть. Кроме того, в 2012-м на государственном уровне отмечается 1150-летие зарождения российской государственности – в сентябре Великий Новгород станет одним из центров торжественных мероприятий. Мы ожидаем, что подготовка и проведение этого важного для России юбилея будет способствовать дальнейшему поступательному движению в развитии как всей экономики Новгородской области, так и сферы туризма.

Житейское насущное

– Выступая в прямом эфире областного телевидения, вы заявили, что 2012-й должен стать годом общественного развития региона. Что вы вкладываете в это понятие?

– Необходимо уйти от голого оперирования цифрами при подведении каких-либо итогов. Признаемся честно: макроэкономические показатели, которые приведены выше, во многом интересны лишь узким специалистам. Людям же важен не столько индикатор роста промышленного производства, сколько дата, когда будет отремонтирована школа либо крыша дома. И именно исполнение подобных, как я их называю, житейских вопросов и должно стать приоритетом в работе всех уровней власти – от поселковой до областной.

– Какие мероприятия в этой связи запланированы?

– Естественно, особое внимание уделяется наиболее проблемным болевым точкам – здравоохранению, образованию, жилищно-коммунальному хозяйству. К примеру, принята программа модернизации здравоохранения – на это выделены беспрецедентные объемы средств. В образовании вроде бы многое сделано в последние годы (растет зарплата учителей, улучшается инфраструктура), но недовольство все равно остается. Причем это разногласия именно на уровне общественных взаимоотношений – между педагогами и родителями, школами и муниципалитетами.

По уровню претензий на первое место можно поставить ЖКХ – состояние жилья, качество работы управляющих компаний, взаимодействие муниципальных и областных властей. При этом мы постоянно проводим встречи, разбираемся в скандальных ситуациях, подняли статус Жилищной комиссии. Необходимо проанализировать и понять, почему при формальных позитивных показателях граждане недовольны. И, конечно, качественное развитие государственного управления должно повлечь за собой общественное развитие. Чтобы люди тоже были вовлечены в процессы управления и отчетливо осознавали собственную значимость в решении тех или иных вопросов.

– Насколько муниципалитеты готовы к реформам и передаче им дополнительных полномочий?

– Нужно резко поднимать качество управления. Да, был процесс обучения – муниципалам после принятия закона о местном самоуправлении пришлось досконально изучать принципы работы муниципального образования, бюджетные процессы. Обучение закончено, и теперь настала пора нагрузить муниципалитеты более серьезными задачами.

– Все районы области развиваются равномерно или где-то есть отставание? С чем это связано?

– Конечно, мы наблюдаем неравномерность в развитии муниципальных образований. Районы разные по территории, по численности населения. Наиболее динамично развиваются районы с большей долей промышленности в экономике. Кроме Великого Новгорода это Боровичский, Новгородский, Чудовский, Старорусский, Крестецкий районы. Здесь высокие показатели не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, больше уровень заработной платы. Причем в Новгороде, Чудовском, Крестецком и Новгородском районах она выше среднеобластного значения.

В половине районов нет природного газа, они расположены вдали от железных дорог, что является основным препятствием на пути их социально-экономического развития. Маревский, Поддорский, Холмский, Мошенской – малонаселенные, удаленные от областного центра территории, где нет промышленных предприятий, сельское хозяйство ведется в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, отмечается низкая заработная плата. Эти районы вносят наименьший вклад в ВРП области – 0,2-0,3%. Там вполне успешно может развиваться экологический и сельский туризм.

– Какие муниципалитеты Новгородской области выступают донорами региональной экономики? Как происходит перераспределение бюджетных дотаций?

– Все муниципальные районы получают дотации из областного бюджета. Бездотационным является только бюджет Великого Новгорода. Размер дотаций местным бюджетам рассчитывается по методикам, установленным областным законодательством в зависимости от бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального образования.

– Какова ситуация в моногородах Новгородской области? Где ощущается напряжение?

– В сформированный ранее перечень моногородов России входят четыре муниципальных образования нашего региона: город Пестово, поселки Парфино, Краснофарфорный и Угловка. Социальная ситуация в них в начале 2012 года в корне отличается от ситуации трехлетней давности. Во всех новгородских моногородах своевременно разработаны комплексные инвестиционные планы, представленные в Минрегион РФ.

Для смягчения ситуации с занятостью населения в рамках комплексных инвестиционных планов началась реализация проектов, в основном с небольшим объемом финансирования. Проекты, относящиеся к сфере малого и среднего бизнеса, относятся к сферам деревообработки, строительства новых торговых площадей, производства одноразовой пластиковой посуды и тары, древесноугольных брикетов, возведения мини-гостиницы и т.д. Всего в моногородах на инвестиционной стадии находится 31 проект с 1 тыс. создаваемых рабочих мест.

Число ПИИ

– Появились ли новые интересные инвестпроекты с участием иностранного капитала?

– Несмотря на некоторое ослабление позиций в сфере привлечения инвестиций, инвестиционная привлекательность и рейтинг региона по-прежнему достаточно высоки. Недавно опубликовано исследование Международной организации кредиторов (WOC) инвестпривлекательности регионов РФ за 2009-2010 годы на основе данных Росстата («Топ-20 регионов России, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций»). Как следует из материалов исследования, лидирует по этому показателю Калужская область. На втором месте – Владимирская область, третье и четвертое заняли соответственно Новгородская и Московская. По объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) наш регион в 2009-2010 годах занял 16-е место из 20 возможных. По отношению к ВРП инвестиции составили 4,3%, что позволило Новгородской области занять по данному критерию шестое и четвертое места в 2009-м и 2010 году соответственно.

Предприятия с иностранным капиталом органично вписались в общий экономический пейзаж региона. На территории области в первом полугодии 2011-го работали 109 компаний с участием иностранного капитала – это если не учитывать субъекты малого бизнеса. В прошлом году начата инвестиционная фаза 20 проектов с объемом вложений более 50 млн рублей каждый.

Если говорить о поддержке инвесторов в целом, то в настоящее время в регионе осуществляются десять инвестиционных проектов, одобренных администрацией области. В соответствии с действующим областным законодательством организациям, их реализующим, предоставлены льготы по отдельным налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет. За 2011 год поддержка из регионального бюджета путем предоставления налоговых льгот составила 39,1 млн рублей.

– Насколько сегодня эффективна региональная инфраструктура?

– Мы уделяем ей особое внимание для привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности региона. Для любого инвестора немаловажное условие при решении о размещении предприятия – наличие доступной инфраструктуры (электроэнергии, дорог). Администрация области активно взаимодействует с ФСК ЕЭС, МРСК Северо-Запада, газовыми компаниями по строительству объектов энергетики, межпоселковых газовых сетей. Сегодня в области имеется ряд площадок, обеспеченных инфраструктурой для размещения как сельскохозяйственных, так и промышленных предприятий.   

– Есть ли примеры инфраструктурных проектов, реализуемых с участием государственного и частного капитала на условиях партнерства?

– В настоящее время прорабатываются несколько проектов. Есть проблема, связанная с отсутствием эффективных экономических механизмов, обеспечивающих баланс отношений. Любой инвестор, вкладывая деньги, должен иметь гарантии их возврата. Ему необходимо быть уверенным в рентабельности бизнеса. Например, экономических механизмов инвестирования в жилищно-коммунальном хозяйстве нет, незаинтересованность в процессе любой из сторон ведет к отсутствию самого процесса, а взаимная заинтересованность – основной принцип экономики и бизнеса.

Если речь идет о коммерциализации отрасли и вовлечении в нее частного бизнеса, то даже при нашем положительном отношении к государственно-частному партнерству необходимо установить понятные и приемлемые для всех правила игры.

Великий Новгород – Санкт-Петербург