«Вагонмаш» проследовал на запасной путь

27 февраля 2012, 00:00
  Северо-Запад
Фото: ОЭВРЗ
Петербургский метрополитен сменил поставщика вагонов

Входящий в Трансмашхолдинг Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ) займется строительством вагонов для ГУП «Петербургский метрополитен». Госпредприятие выбрало ОЭВРЗ поставщиком 102 вагонов. Из них 24 будут эксплуатироваться на пятой линии петербургского метро, которая в текущем году должна увеличиться на две новые станции, а оставшиеся пойдут на обновление подвижного состава третьей линии. Стоимость заказа – около 2,6 млрд рублей. За судьбу заказа можно не беспокоиться: в состав Трансмашхолдинга входит мытищинский «Метровагонмаш», крупнейший производитель вагонов для метро в России, на долю которого в разные годы в течение последнего десятилетия приходилось от 65 до 93% рынка.

ОЭВРЗ ранее не выступал поставщиком вагонов для петербургской подземки. Между тем в отчетности предприятия за 2011 год говорится, что разработка конструкторской документации и адаптация ее к производству и эксплуатации вагонов для Санкт-Петербургского метрополитена – одна из важнейших задач завода.

В России всего два производителя вагонов для метрополитена. Наряду с «Метровагонмашем» это петербургский «Вагонмаш», испытывающий в последнее время финансовые трудности, который также участвовал в конкурсе на поставку вагонов для петербургского метро, однако неудачно.

Проблемы у предприятия начались в конце 2009 года – тогда оно допустило дефолт по облигациям, размещенным задолго до кризиса, в 2006-м. С тех пор дела у завода все хуже. На рассмотрении в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти, не считая уже удовлетворенных, находятся три иска о взыскании с «Вагонмаша» более 11,8 млрд рублей. При этом его выручка за девять месяцев 2011 года составила лишь 714 млн рублей. Кроме того, на днях арбитраж должен рассмотреть иски кредиторов о возбуждении на заводе процедуры банкротства.

Аналитики ранее объясняли проблемы петербургского производителя вагонов вложением существенной части оборотных средств в создание состава для петербургского метрополитена – «Нева». В отчетности «Вагонмаша» до сих пор сообщается о планах запустить серийное производство этих вагонов на новой площадке, инвестиции в которую оцениваются в 3 млрд рублей. Предполагалось, что «Вагонмаш» ежегодно сможет выпускать до 100 вагонов нового поколения, сделав свою «продукцию значительно более конкурентоспособной и привлекательной для потребителя», отмечается в документации завода. Однако проигрыш в конкурсе за крупный контракт от Петербургского метрополитена делает шансы на успешное завершение данного проекта призрачными.

Власти Северной столицы, похоже, уже не делают ставку на «Вагонмаш», который помимо вагонов для метро до последнего времени был фактически единственным поставщиком трамваев. Осенью прошлого года в присутствии представителей Смольного объявлено о создании совместного предприятия «Трансмашхолдинга» и французской компании Alstom Transport, которое займется изготовлением скоростных низкопольных трамваев на мощностях ОЭВРЗ.