С копейки на рубль

Транспорт и логистика
Москва, 05.03.2012
«Эксперт Северо-Запад» №9 (555)
Владимир Алексеев: «Муниципалитеты, давно привыкшие просить деньги и бороться за копейку, не сразу поняли, что теперь им рубль дают. Да еще и спрашивают, сколько надо»

Фото: архив «Эксперта С-З»

Протяженность автомобильных магистралей Новгородской области одна из самых значительных в Северо-Западном федеральном округе – более 15 тыс. км. Эксперты утверждают: более 80% дорог региона нуждаются в ремонте. Чтобы привести их в нормативное состояние, нужно как минимум 20 млрд рублей – сумма, соразмерная с доходами областного бюджета. Фактически же из областного кошелька удавалось выделить на эти задачи весьма скудные деньги.

В 2012-м, в связи с созданием регионального дорожного фонда и увеличением субсидий федерального бюджета, дорожное хозяйство области получит в 2,4 раза больше денег, чем годом ранее. Как регион распорядился этим солидным, хотя и недостаточным финансированием, каков алгоритм распределения средств между муниципалитетами, останутся ли деньги для нового строительства, «Эксперту С-З» рассказал председатель Комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Владимир Алексеев.

– Давайте разберемся с цифрами и выясним, на какие именно дороги будут направлены средства…

– В 2011 году на ремонт и реконструкцию наших дорог областной бюджет израсходовал 932 млн, федеральный – 1,6 млрд рублей. В 2012 году из областной казны запланировано потратить 2,7 млрд рублей. То есть только из регионального бюджета отрасль получит почти втрое больше, чем в 2011 году. Принцип же распределения средств задает принятый в ноябре минувшего года ФЗ №361, в соответствии с которым не менее 5% доходов регионального фонда должно быть направлено на придомовые территории, внутригородские дороги, 5% – на усовершенствование дорожного покрытия и столько же – на новое строительство. Остальные деньги пойдут на содержание дорог.

– То есть жесткие законодательные рамки не оставили региону возможности для маневра, расстановки приоритетов?

– Если я скажу, что субсидия бюджетам муниципальных образований в этом году выросла в пять раз – до 500 млн рублей, то очевидно, как расставлены приоритеты. Такое решение принято осенью прошлого года. Справедливости ради надо отметить, что муниципалитеты, давно привыкшие просить деньги и бороться за копейку, не сразу поняли, что теперь им рубль дают. Да еще спрашивают, сколько надо.

Поставив во главу угла муниципалитеты, мы избежали привычной схемы «всем сестрам – по серьгам». Сделали упор на качество и первоочередную необходимость. А качество требует прежде всего проведения проектно-изыскательских работ, связанных с устройством новых и реконструкцией старых дорог.

Именно таким был подход к ремонту стратегической трассы Усть-Луга – Великий Новгород протяженностью 47 км (Батецкий муниципальный район). В прошлом году на ремонт 4 км поверхностного слоя этой дороги потрачено 20 млн рублей. Но и сегодня состояние трассы таково, что после обращений автомобилистов суд вынес предписание, обязывающее регион привести ее в нормативное состояние. Однако, направив средства в Батецкий район, мы обескровили бы другие муниципальные дороги. При этом трудно определить, сколько реально времени, а главное – средств потребуется, чтобы довести ее до нормативного состояния. Ответы на подобные вопросы могут дать только проектно-изыскательские работы. Так что реконструкцию (или капремонт) отнесли на следующий год, а в нынешний сезон будем поддерживать самые аварийные участки.

– При внимательном изучении плана ремонта дорог бросается в глаза, что, например, на 16-километровой дороге Шимск – Волот планируется отремонтировать всего 1,6 км, причем «заплатками» по 400-850 м. Это объясняется дефицитом средств?

– Подобные «заплатки» производятся по предписанию ГИБДД на особо аварийных участках. Среди этих маленьких кусочков есть часть дорог, по которым не реализованы давно принятые судебные решения.

– Удивляет и такой подход к ремонту, когда в Мошенском районе запланировано реконструировать около 5 км дороги к деревушке, в которой проживают пять человек, а в Маревском – отремонтировать дорогу к деревне, где только два человека. Стоит ли игра свеч?

– Вот тут как раз и идет речь о ФЗ №361, обязывающем регионы прокладывать дороги с усовершенствованным дорожным покрытием. Если раньше до деревни Ново-Демидово в Мошенском районе шла грунтовая дорога, то в этом году она станет гравийной. На усиление таких дорог закон и предусмотрел 5% бюджета регионального дорожного фонда. В целом предстоит реконструировать 53 км дорог к 25 населенным пунктам области. А отремонтировать планируется 91 км дорог и четыре моста. Кроме того, в этом году сдвинется с места решение хронической проблемы региона – мы вкладываем средства в проектирование дорог. Прежде денег всегда не хватало, что, конечно, сказывалось на качестве.

– Насколько оправданно существование 22 дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП), при том что закон не дает им преференций в конкурсах на освоение бюджетных средств?

– Последние два-три года дорожные организации не имели возможности обновлять парк спецтехники, не говоря уже о внедрении новых подходов к ремонту. Это и побудило приступить к структурному преобразованию дорожного комплекса, затрагивающему и «Новгородавтодор», и ДЭПы. Процесс уже начался – надеемся, к открытию дорожного сезона он будет завершен. Концепция новой структуры дорожного хозяйства региона дорабатывается.

– Какие работы планируется провести на почти 400-километровом участке федеральной трассы М-10, состояние которой во многих местах плачевно?

– Состояние плачевное, с этим приходится согласиться. В прошлом году Новгородский регион был серьезно недофинансирован: на эту магистраль выделили всего 1,6 млрд рублей – вот и результат. В этом году в новгородский участок федеральной дороги предстоит вложить 3,3 млрд рублей. Силы сосредоточатся на двух участках в Чудовском и Крестецком районах, признанных самыми аварийными на всем протяжении автодороги Москва – Санкт-Петербург. Есть надежда, что нам помогут и с ремонтом самого разбитого участка автодороги Великий Новгород – Псков. Словом, в этом году постараемся осилить все, что запланировали, не в ущерб качеству.                 

Великий Новгород

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (555) 5 марта 2012
    Швеция
    Содержание:
    Спасти генерала Ассанжа

    WikiLeaks пытается предотвратить депортацию своего лидера в США, организуя кампанию против шведских политиков

    Реклама