Многократно виденное

Туристическая отрасль Северо-Запада топчется на месте: проблемы, сдерживающие ее рост, перетекают из года в год. Настало время обеспечить ее качественное развитие

Итоги зимнего сезона и перспективы на высокий летний сезон основных игроков туристического сегмента Северо-Запада – Санкт-Петербурга, Новгородской и Псковской областей – фактически одинаковы. И оценки эти до боли напоминают сценарии прежних лет: не удалось обеспечить прирост туристов, прежде всего иностранных, в низкий зимний период, поднять уровень сервиса, запустить качественно новые туристические продукты.

Ожидания на лето довольно пессимистичны: кризисные явления в мировой экономике не позволяют прогнозировать приток туристов из традиционно лояльных к Северо-Западу РФ стран Европы, кроме того, в летний период состоятся два крупных спортивных мероприятия – чемпионат Европы по футболу в Польше и на Украине, а также Олимпиада в Лондоне. Все это однозначно приведет к падению количества иностранных туристов. Спасение, как всегда, придет благодаря внутреннему туризму.

Благодаря агрессивной политике

По данным рейтинга авторитетного туристического портала TripAdvisor, в 2011 году Петербург занял седьмое место в списке 25 самых привлекательных для туристов городов Европы и 20-е – в мире. Кроме того, Петербург – единственный российский регион, который присутствует в этом рейтинге. «Прошлый год для нашей туристической отрасли в целом можно назвать успешным», – считает председатель городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Алексей Чичканов. По результатам прошедшего года Санкт-Петербург посетили около 5,5 млн туристов, что на 8% больше, чем в 2010-м. Въездной турпоток увеличился, по оценкам КИСП, несколько больше, чем внутрироссийский. Так, в 2011 году Северную столицу посетили 2,6 млн иностранных туристов (на 13% выше показателя 2010-го) и 2,9 млн россиян (2,8 млн годом ранее).

Вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения союза (СЗРО РСТ) Сергей Корнеев главным позитивным итогом прошлого года называет то, что Петербург становится территорией, комфортной для туристов. В качестве подтверждения этого он приводит создание разветвленной системы туристско ориентированной информации и рост уровня безопасности для прибывающих в город.

2011-й ознаменован еще и принятием Программы развития Петербурга как туристического центра на 2011-2016 годы. В ней сохранены меры поддержки туристической отрасли, эффективность которых подтвердилась при осуществлении прошлой программы. Из нововведений – ставка на развитие событийного туризма и увеличение повторных посещений города туристами.

Позитивные результаты, которые демонстрирует туристическая отрасль сегодня, в непростых экономических условиях, Чичканов склонен считать заслугой первой программы развития Петербурга как туристического центра, реализовавшейся в период, когда город имел возможность проводить агрессивную маркетинговую политику. «Сохранить набранные темпы будет крайне сложно с учетом общемировых тенденций, а также ввиду сокращения финансирования новой программы в связи с корректировкой бюджета в пользу первоочередных социальных задач, – полагает он. – Поэтому наша цель – сохранить достигнутые результаты».

Минимизировать риски

В предстоящий высокий сезон, согласно опросу, проведенному СЗРО РСТ среди участников рынка, прогнозируется увеличение туристического потока из стран Азии и снижение количества европейских туристов (за исключением, возможно, Германии). Также отмечается нарастающая популярность круизов и поездок MICE-формата (делового туризма) при одновременном и не слишком драматическом уменьшении интереса к культурно-познавательному туризму как таковому – традиционно самому сильному и качественному сегменту петербургского рынка.

«Мы осторожно относимся к прогнозам турпотоков на 2012 год. Прежде всего финансово-экономический кризис может негативно сказаться на въездном туризме из Европы. Минимизировать эти риски можно, усиливая меры по привлечению гостей и делая Петербург более доступным (за счет развития новых направлений, расширения географии полетов, увеличения количества прямых рейсов из аэропорта „Пулково“). Это позволит многим туристам, раньше не имевшим возможности добраться до Петербурга напрямую, посетить наш город, – размышляет Алексей Чичканов. – В этой связи привлечение мощного авиаперевозчика (Emirates) на Азиатско-Тихоокеанском направлении очень своевременно. Страны этого региона, прежде всего Китай и Индия, в наименьшей степени подверглись влиянию кризиса и во всем мире, и мы не исключение, рассматриваются в качестве основного источника роста въездного турпотока».

«Мы, конечно, надеемся на лучшее», – оптимистичен генеральный директор компании «Давранов-Трэвел» Виктор Давранов. Но тут же уточняет: «Многое будет зависеть от политической ситуации в мире». «Работа с европейскими туристами, особенно из Южной Европы (Испания, Италия), осложняется их непременным желанием сэкономить, получить значительную скидку, – продолжает он. – Китайские туристы пока вне поля зрения российского турбизнеса: их принимают и отправляют фирмы китайского же происхождения, да и система расчетов там специфическая».

Событие событию рознь

Существует весьма простая и конкретная проблема, которая мешает туркомпаниям продвигать новые актуальные и насущные программы, – запоздалая публикация календаря культурных событий, подчеркивает президент компании «Коминтур» Лилия Гарбуз. «Не надо объяснять, как важно для принимающих компаний иметь перспективный календарь событий в Петербурге и по всей стране на следующий год, прежде всего культурных и спортивных. Причем заблаговременно – к августу текущего года», – говорит Гарбуз.

В конгрессной сфере в предстоящий сезон наблюдается значительное повышение активности по количеству как деловых мероприятий, так и участников в каждом из деловых форумов. «Увеличение произошло, несмотря на очередные кризисные явления. Деловые мероприятия планируются и готовятся за два-три года, поэтому глобальные события имеют отложенное влияние на рынок», – замечает заместитель генерального директора компании «Мономакс» Наталья Авдеенко. Следуя этой логике, вполне вероятно, что нынешний кризис скажется на сезоне 2013-2014 годов.

За 2011 год в Великом Новгороде побывали 186,3 тыс. туристов, в том числе 157,2 тыс. российских sever_555_022-1.jpg Фото: Владимир Басов
За 2011 год в Великом Новгороде побывали 186,3 тыс. туристов, в том числе 157,2 тыс. российских
Фото: Владимир Басов

«В период белых ночей крайне высокая концентрация фестивалей и конгрессов, тогда как в низкий сезон яркие программы и события отсутствуют. Требуется более четкое распределение туристических потоков в контексте мероприятий», – считает генеральный директор компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок. «Крайне необходимо перенести ряд мероприятий с периода белых ночей на осень-весну», – поддерживает ее генеральный директор компании Cronwell Management Алексей Мусакин.

«Конечно, никто не пойдет на то, чтобы перенести Петербургский международный экономический форум или музыкальный фестиваль „Звезды белых ночей“», – признает Мусакин. Однако, добавляет он, ряд городских событий не пострадают от переноса дат ни в плане качества, ни в смысле эмоциональной составляющей. «Белые ночи – бесспорно, бренд Петербурга, множество туристов хотят приехать в город именно летом. Но в это время гостиницы или переполнены, или большинство номеров по общедоступным ценам занято. Если же попробовать распределить крупные мероприятия на 12 месяцев, это поможет выровнять загрузку отелей всех категорий, поскольку мы одновременно получим поток и иностранных, и российских туристов», – резюмирует Мусакин.

А для генерального директора компании «Лора Трэвел» Николая Уржумцева ценность событийного ряда при привлечении туристов не очевидна. «Календарь событий для специалистов – это просто график дат, на которые не следует планировать никаких групп. Чем беднее событийный ряд, тем больше групп», – поясняет он.

То к мамке, то к няньке

На недавней встрече с работниками культуры губернатор Новгородской области Сергей Митин признал: многолетние надежды на развитие туризма, входившего структурно в Комитет по культуре, наголову разбила статистика – доля туризма в валовом региональном продукте оказалась ничтожно мала. Подправить дело решили по подобию федеральной структуры – прикрепили его к Спортивному комитету, но и тут туризм не прижился. Теперь неприкаянная отрасль, возможно, обретет статус профильного комитета. Не исключен, анонсировал губернатор, и вариант коммерческой структуры. Так что какой спрос с отрасли, которую прислоняют то к мамке, то к няньке?

Раскручивая бренд «Великий Новгород – Родина России», регион настойчиво ищет место для туристической отрасли в экономической структуре. «Среди факторов, сдерживающих рост этого сегмента экономики в Новгородской области, – высокий уровень специализации: более 65% туристских прибытий имеют культурно-познавательные цели. В связи с этим важно расширять рекреационную составляющую турпродукта. Это подразумевает развитие сельского туризма в муниципальных районах, расширение оздоровительных программ, формирование новых предложений в сфере активного отдыха», – признает Митин.

В Великом Новгороде уже созданы такие интерактивные программы, как «Прогулки с посадником Сбыславом» и «Выемка монет из Ганзейского фонтана». По федеральным методикам расчета интегрального кумулятивного эффекта, в прошлом году в экономику города поступило 1,9 млрд туристических рублей. Впрочем, эту цифру можно поставить под сомнение, поскольку счет туристам, побывавшим в областной столице, велся по гостиничной базе. Исходя из нее, констатировали: за 2011 год в городе побывали 186,3 тыс. человек, в том числе 157,2 тыс. отечественных туристов. Псковичи к своей статистике, отмечают новгородские эксперты, добавляют 30% на индивидуальные туры, когда люди предпочитают останавливаться у друзей, в частных апартаментах и т.д. Новгородские чиновники от туризма пока ведут консервативные подсчеты.

В планах нынешнего года – установить указатели и дорожные знаки к достопримечательностям Великого Новгорода – Кремлю, Витославлицам, Ярославову дворищу и окрестным памятникам. До сих пор турист сам справлялся с этой задачей и валом валил на событийный туризм. На Фестиваль исторической реконструкции, когда у кремлевской стены сходились мускулистые парни из разных городов, заявок от желающих приехать всегда было в разы больше, чем город мог принять. Главное же действо развернется в сентябре, когда в Великом Новгороде пройдет празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

В планах есть еще один пункт – работа над патриотическим настроем новгородцев. Чиновники наконец заметили: очень часто на форумах и в блогах новгородцы неприязненно отзываются о своем городе. Но слабо верится, что поправить дело удастся только, как написано в планах, сочинениями школьников на тему «Десять поводов приехать в Великий Новгород».

Терпение и еще раз терпение

В Псковской области 2011 год прошел под знаком развития туристической инфраструктуры. Планы на 2012 год еще более впечатляют: в регионе готовятся праздновать 1150-летие образования русского государства и приступить к практической стадии создания туристско-рекреационного кластера «Псковский». Между тем эксперты отмечают, что псковичам не хватает «усидчивости»: начиная новые проекты, они охладевают к прежним идеям.

По мнению главы областного Комитета по туризму, инвестициям и пространственному планированию Натальи Труновой, основные вехи 2011 года в туристической сфере связаны с реализацией инфраструктурных проектов. Сдана вторая очередь расположенной в центре Пскова четырехзвездочной гостиницы «Двор Подзноева», введены в строй интересные объекты в районах Псковщины – гостиничный комплекс «Изборск» и гостиница «Имение Алтунъ».

Еще более масштабные проекты 2011-го стартовали пока только на бумаге: к их воплощению в жизнь приступят в нынешнем году. В первую очередь речь идет о реконструкции и благоустройстве набережных рек Псковы и Великой, а также Детского парка в центре Пскова. Средства на эти цели в рамках реализации мер по обеспечению инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса «Псковский» выделяет федеральный бюджет. Кроме того, в текущем году в Псковской области будет широко отмечаться 1150-летие российской государственности. Федеральные власти выделили на празднование значительные средства, работы по освоению которых шли весь 2011 год.

Что касается турпотока, идущего в регион, то, по предварительным оценкам исследовательской организации «Институт регионального развития» (ИРР), в минувшем году он остался на прежнем уровне: 300-350 тыс. гостей, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга. «Валовый рост турпотока невозможен, – уверен заместитель директора ИРР Сергей Дамберг. – Стоит вопрос о качестве этих туров, об их привязке к каким-то мероприятиям, а также о стимулировании увеличения трат туристов». Пока среднестатистический турист оставляет в регионе не более 100 долларов в сутки, причем значительная часть этих денег проходит мимо туротрасли.

Стоит отметить, что в нынешнем году в Пскове гораздо скромнее, чем раньше, провели Всероссийскую Масленицу – праздник, организованный в области три года назад и претендовавший на роль регионообразующего события. Финансирование проекта урезали, а работу по проведению праздника возложили на областной Комитет по культуре. В итоге, если в прошлом году Всероссийская Масленица вызвала в регионе ожесточенные споры (см. «Второй блин комом», «Эксперт С-З» №12 от 28 марта 2011 года), то в этом осталась практически незамеченной.

Между тем именно в 2012 году на псковскую Масленицу впервые в массовом порядке приехали организованные туристы. «Первые два года питерских туроператоров к этому празднику приучали, и они стали реагировать на него. А теперь приехали и увидели, что никакой Масленицы-то и нет. Многие даже не поняли, что в городе вообще что-то происходит», – рассказывает Дамберг. «Надо было сохранять эту тенденцию, а мы отвлеклись на 1150-летие. Фестивали – дело перспективное, но первая же неудача заставляет нас все бросить и заниматься чем-то другим. В этом главная проблема. Нужно спокойно развивать то, что начато», – резюмирует он.   

Санкт-Петербург

В подготовке материала принимали участие Ольга Колотнеча (Великий Новгород),  Максим Андреев (Псков)