Копэкинг: старт дан

Евгений Заздравных
9 апреля 2012, 00:00

В то время как российский рынок производства упаковки растет умеренными темпами, смежная отрасль – копэкинг – находится на стадии формирования и имеет высокий потенциал роста

Объем рынка производства тары и упаковки в 2011 году вырос примерно на 7% по сравнению с 2010-м и достиг 16,4 млрд долларов. Этому во многом способствовало увеличение оборота розничной торговли – по информации Росстата, в прошлом году этот показатель составил 5,3%. Согласно прогнозам социально-экономического развития страны на 2012-й и плановый период 2013-2014 годов, эти темпы сохранятся. По оценке Национальной конфедерации упаковщиков, потребность в упаковке на отечественном рынке удовлетворяется на 80%, так что его емкость еще не исчерпана.

Наибольшую долю в натуральном выражении среди всех видов упаковки занимает полимерная продукция из-за ее более низкой стоимости. В денежном выражении на нее приходится 30%. Эта ситуация, вероятно, сохранится в ближайшие годы, поскольку наряду с производителями других видов упаковки нефтехимические компании продолжают инвестировать в расширение производства и строительство новых мощностей по изготовлению полимерной тары.

В частности, «Биаксплен», 50% в котором принадлежит «СИБУРу», в феврале 2011 года запустил в Новокуйбышевске производство полимерной пленки для упаковки. Общая сумма инвестиций составила 500 млн рублей, выпуск продукции увеличится до 42 тыс. тонн в год. В Кабардино-Балкарии Завод чистых полимеров создает производство полиэтилентерефталата (ПЭТФ) мощностью 486 тыс. тонн и стоимостью порядка 1,5 млрд рублей.

В 2015 году, как сообщают Национальная конфедерация упаковщиков и Группа компаний «ГОТЭКС» (производитель картонной упаковки), объем производства тарного картона в России может возрасти почти в 1,9 раза – до 1,6 млн тонн. Произойдет это в том числе за счет реализации инвестиционных проектов крупнейших производителей – модернизации и расширения существующих мощностей. Так, «Уралгеомаш» (Ульяновск) планирует завершить к 2013 году возведение предприятия по изготовлению гофрированного листа картона и упаковки мощностью 180 млн кв. м в год, инвестировав 1,2 млрд рублей.

Расширяются и стекольщики. В частности, Орехово-Зуевская стекольная компания строит Дальневосточный стеклотарный завод мощностью 450 млн единиц продукции в год, который планируют ввести в строй в 2013 году. Расширить производство за счет размещения второй очереди завода первичной фармацевтической упаковки в Заволжье (под Нижним Новгородом) планирует немецкая компания SCHOTT.

Однако помимо традиционных упаковочных материалов в РФ активизировался процесс внедрения инновационной полимерной продукции. В прошлом году «Уралпластик-Н» открыл предприятие по производству упаковочной продукции на основе нанотехнологий. Общие вложения в проект – порядка 2,55 млрд рублей (по данным пресс-центра «Роснано»), инвесторами выступили «Роснано» и «Уралпластик-Н», производственные мощности завода – около 1,8 тыс. тонн гибкой упаковки в месяц. Также в 2011 году компания «Данафлекс» совместно с «Роснано» запустила производство гибкой упаковки. Общие инвестиции в проект составили 2,45 млрд рублей, а проектная мощность – 3,8 тыс. тонн упаковки в месяц.

На фоне устоявшегося производственного сектора более динамичным выглядит рынок копэкинга, структура которого только формируется. Так, объем рынка услуг по упаковке продукции в прошлом году вырос в стоимостном выражении на 12-15%. По прогнозам, в 2012-м этот показатель составит 15-16%.

Для нашей страны копэкинг, или упаковка продукции на заказ, – молодой бизнес: ему не более десяти лет. В США и Европе он существует уже 20-30 лет, поэтому именно международные фирмы, открыв производства в России, стали формировать спрос на копэкинг. Сегодня этими услугами пользуются Unilever, Procter and Gamble, Danone, Nestle и др. Иностранные компании отмечают ограниченность предложения в этом сегменте, тогда как отечественные предприниматели пока предпочитают традиционные способы упаковывания – непосредственно на производстве.

Основное преимущество передачи упаковочных функций на аутсорсинг состоит в том, что производитель избавлен от необходимости инвестировать в соответствующие оборудование и персонал, что особенно актуально при сезонности продукции. Однако большинство копэкеров предлагают исключительно услуги по упаковыванию, что ограничивает спрос со стороны бизнеса, стремящегося к комплексному обслуживанию.

Например, копэкинговые фирмы невольно конкурируют с логистическими компаниями, которые помимо своих основных услуг – доставки грузов, хранения и т.п. – осуществляют упаковку продукции для транспортировки. Есть два пути развития этой ситуации: копэкеры могут взаимодействовать с логистами, выступая посредниками между заказчиком и транспортными компаниями, либо самостоятельно развивать дополнительные услуги.

Пока же копэкинговые компании находятся в поиске оптимальной бизнес-модели, которая позволит им закрепиться в новой для отечественного рынка нише и сформировать устойчивый спрос. Учитывая, что на высококонкурентных рынках, каковым является и FMCG, вопрос конечной стоимости продукции, а соответственно, и снижения издержек – один из первоочередных, при создании модели, позволяющей оптимизировать процесс упаковки, копэкеры могут рассчитывать на рост своего бизнеса.