Убытки вместо газа

13 августа 2012, 00:00
  Северо-Запад

Норвежский нефтегазовый концерн Statoil формально вышел из проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Его руководство готово продолжать сотрудничество с «Газпромом» на иных принципах

Фото: TU.NO
Трио распалось. Руководители Total Кристоф де Маржери (слева), «Газпрома» Алексей Миллер и Statoil Хельге Лунд

В конце июня этого года истек срок рамочного соглашения о создании компании-оператора Shtockman Development AG (SDAG), которая должна была реализовать первую фазу развития месторождения. SDAG создана в 2007 году, 51% ее акций принадлежат «Газпрому», 25 – французскому Total, а 24% – Statoil. Переговоры между «Газпромом» и Statoil о продлении или модификации соглашения завершились безрезультатно, и норвежцы объявили о формальном выходе из проекта. При этом Statoil вернул принадлежавший ему пакет акций российскому партнеру, а два норвежских топ-менеджера вышли из состава совета директоров SDAG. Total пока не сообщал о выходе из договора, поэтому не исключено, что бывший пакет Statoil получит другой иностранный участник.

Руководство Statoil заявляет, что не отказывается от сотрудничества в освоении самого большого в мире шельфового месторождения, но желает участия на других условиях. «Мы хотели бы подчеркнуть, что мы, несмотря на формальный выход из проекта, по-прежнему находимся в диалоге с „Газпромом“ и намерены продолжать развитие проекта на основе рентабельности», – пояснил телерадиокомпании NRK советник концерна по связям с общественностью Фредрик Норман. В соглашении о SDAG предусматривалась сложная схема возврата инвестиций, существенно ограничивавшая права зарубежных акционеров. Лицензия на добычу и все права на продажу газа принадлежали «Газпрому», при этом Total и Statoil не могли отражать пропорциональную часть ресурсов Штокмана в бухгалтерских балансах.

Кроме того, норвежцы неоднократно отмечали, что российский налоговый режим не позволяет им получать прибыль от добычи. Одним из главных условий участия в проекте они выдвигали получение налоговых преференций от властей РФ. Теперь, выйдя из проекта, Statoil зафиксировал и списал собственные убытки, которые составили 2 млрд норвежских крон (около 339 млн долларов по сегодняшнему курсу). «В нашей финансовой отчетности мы зафиксировали убытки от возврата акций в размере 2 млрд крон. Денежное выражение стоимости ценных бумаг получено на основании наших собственных оценок», – сообщил изданию Е24 директор информационного департамента Statoil Янник Линнбэк. Он добавил, что по условиям соглашения концерн имеет право на возмещение «Газпромом» части издержек, понесенных в связи с участием в проекте. Однако отказался назвать как величину понесенных Statoil затрат, так и уровень возможной компенсации.